Продукция наноиндустрии РФ к 2015 году может занять 3% мирового рынка

Доля продукции российской наноиндустрии в различных отраслях к 2015 году может достичь 3% мирового рынка высоких технологий, считают в Минобрнауки РФ.

Пока этот показатель составляет менее 1 процента. Однако предполагается, что объем продаж отечественной продукции наноиндустрии будет доведен до 900 миллиардов рублей к 2015 году.

Целью разработанной Минобрнауки программы развития наноиндустрии является создание к этому времени в России высокотехнологичного сектора наноиндустрии в ключевых отраслях.

Финансирование создания соответствующей производственной инфраструктуры к 2015 году составит порядка 180 миллиардов рублей.

Кроме того, этим летом правительство России утвердило категории продукции российской наноиндустрии в части товаров и услуг. Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал соответствующее распоряжение 7 июля. При этом официально утвержденных категорий продукции наноиндустрии РФ ранее не существовало.

"К продукции наноиндустрии относится продукция (товары, услуги), произведенная с использованием нанотехнологий и обладающая вследствие этого ранее недостижимыми технико-экономическими показателями", - говорится в распоряжении.

"Категории продукции утверждены в целях обеспечения условий для создания системы государственного статистического наблюдения за производством и реализацией продукции наноиндустрии РФ, - говорит заведующий лабораторией физики и технологии трехмерных наноструктур Института физики полупроводников СО РАН Виктор Принц. - Всего установлены четыре категории продукции наноиндустрии в части товаров и услуг. К категории "А" относится продукция наноиндустрии в случае, если она содержит компоненты, определяющие ее функциональные свойства и (или) потребительские характеристики и размер которых хотя бы в одном измерении находится в пределах от 1 до 100 нанометров. Для продукции нанобиотехнологий верхний предел определяется размерами белков, ДНК, биологических молекул и иных органических соединений. В эту категорию попадает также продукция, созданная путем манипулирования отдельными атомами и молекулами, в том числе с использованием биохимических технологий геномики, протеомики и системной биологии".

"К категории "Б" относится продукция наноиндустрии в случае, если нанокомпоненты придают продукции новые, принципиально важные для нее функциональные (механические, физические, физико-химические и другие) свойства или обеспечивают существенное улучшение ее технико-экономических и (или) потребительских характеристик, - продолжает Виктор Принц. - Категорию "В" составляет продукция наноиндустрии в случае, если использование нанотехнологий и (или) нанокомпонентов обеспечивает существенное улучшение технико-экономических и/или потребительских характеристик оказываемых услуг (производимых товаров). К категории "Г" относится продукция наноиндустрии в том случае, если она соответствует как минимум одному из следующих критериев - обеспечивает качество измерения и (или) контроля характеристик нанокомпонентов, недостижимое иными методами или обеспечивает возможность контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами, в том числе при производстве продукции наноиндустрии категорий "А", "Б" и "В".

"Базой для коммерческого прорыва в сфере высоких технологий станут, по моим прогнозам, научные исследования в самых разных областях: материаловедении и электронике, биологии и атомной физике, - считает руководитель "Курчатовского института" Михаил Ковальчук. - И практически во всех этих областях важный, весомый вклад был внесен российскими учеными. Можно упомянуть здесь работы по гетеропереходам, синхротронному излучению, биочипам, углеродным структурам и т.п. Но есть еще один вопрос, непосредственно связанный с потребительским рынком. Всем известно, что в Россию из-за рубежа поставляется все больше продукции, сделанной с использованием нанотехнологий. Пока это не очень сильно ощущается, но процесс освоения российского рынка начался. И может статься, что через несколько лет наш рынок, так же, как и автомобильный, в значительной степени будет монополизирован зарубежными компаниями".

Еще одна наша слабая сторона, по мнению экспертов, заключается в том, что в настоящее время внутренний рынок продукции нанотехнологий в стране не сформирован. И в этом Россия как минимум на 7-10 лет отстает от технологически развитых стран. "Сложившаяся ситуация связана, в частности, с тем, что классическая модель инновационного развития, основанная на стимулирующей роли рынка в запуске процесса инноваций в производство, в условиях России пока не заработала, - считает эксперт по эконометрике Высшей школы экономики Леонид Гохберг. - Крупные государственные и частные предприятия-производители не заинтересованы в использовании передовых отечественных разработок, так как им выгоднее использовать хоть и устаревшие, но готовые для практического внедрения зарубежные технологические и технические достижения, а малые и средние предприятия не имеют для инновационного развития достаточных финансов и ресурсов".

В этих условиях представляется, что процесс создания базиса наноиндустрии, организации производства и внедрения продукции должен развиваться в нескольких направлениях.

Во-первых, необходимо кардинально изменить сам подход к формированию и, самое главное, к осуществлению программных мероприятий, который в настоящее время сводится к сбору предложений от разработчиков проектов и отбору из них наиболее привлекательных, которые выставляются на конкурс. Полученная в результате таких проектов продукция, как правило, не находит реального потребителя. Но дело даже не в этом. Отдельные проекты решают, возможно, и важные, но частные задачи. Необходимо создание самого механизма запуска инновационного процесса. И именно нанотехнологии как раз дают такой шанс для экономики и перспективного развития России. Поэтому принципиально важно проведение анализа задач и проблем конкретных предприятий и отраслей промышленности, других секторов экономики и социальной сферы (сельское хозяйство, строительство, медицина, образование и т.д.), что позволит выделить те позиции, где использование нанотехнологий и нанопродукции даст конкретный научно-технический и экономический эффект. Такой анализ будет способствовать расстановке приоритетов в развитии нанотехнологий, сократит финансовые издержки, распыление материальных и людских ресурсов. Во-вторых, представляется целесообразным организовать предметную работу в различных регионах России с предприятиями и организациями, решающими проблемные, важные для страны вопросы, разрабатывающими и производящими наиболее ответственные образцы техники. Таковыми являются в первую очередь структуры оборонно-промышленного комплекса. На их основе можно отработать механизмы промышленного внедрения уже существующей продукции нанотехнологий, а также создания новой продукции, реализованной в соответствии с сформулированными ими техническими требованиями. Такая работа и в Москве, и в регионах уже начата.

Полученный при этом опыт может быть в дальнейшем использован в рамках широкомасштабной акции по переводу отечественной экономики на инновационный путь развития. Мультиплицирование такого опыта можно осуществить через создание "точек роста" - инновационных кластеров двух типов: региональных и отраслевых.

Не менее важно и другое. Развитие и коммерциализация нанотехнологий будет в значительной степени зависеть от создания своего рода "спецназа", то есть групп высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями в таких областях, как физика, химия, биология, медицина, прикладная и вычислительная математика, электротехника, материаловедение, машиностроение. Эти ученые должны работать в непосредственной кооперации с менеджерами, обеспечивающими коммерческий спрос на продукцию отрасли наноиндустрии. Подготовка такого рода специалистов-системщиков - серьезная задача, которая пока почти не решается нашими высшими учебными заведениями, поскольку они до сих пор придерживаются достаточно строгого деления на специальности.

Справка

Программа развития наноиндустрии будет реализовываться в два этапа.

Первый этап - до 2011 года включительно - предполагает формирование сектора исследований и эффективной системы коммерциализации продуктов интеллектуальной собственности в сфере нанотехнологий. В частности, речь идет и о совершенствовании уже существующих промышленных процессов в текстильной промышленности, косметике, сенсорной и компонентной промышленности.

В рамках второго этапа - с 2012 по 2015 год - будут создаваться институциональные условия для масштабного наращивания объемов производства наноиндустриальной промышленности, ее коммерциализации и выхода на мировые рынки