"Стратегии-2020": Регионы должны активнее предоставлять инвесторам налоговые льготы

Один из главных вопросов, возникающих при обсуждении "Стратегии-2020", - как решить задачи модернизации России. Полагаю, что для этого в первую очередь необходимо, чтобы уровень инвестиций в экономику составлял не менее 30-40% ВВП.

Что предлагается сделать для улучшения инвестиционного климата?

Во-первых, чтобы были сохранены позиции регионов-"лидеров" (Тюменская область, Краснодарский край, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). И постепенно в структуре инвестиций стала увеличиваться доля и других регионов. Причем стоит делать ставку, во-первых, на те субъекты, которые обладают новым типом ресурсов: высококвалифицированными кадрами и научным потенциалом. Затем на территории, обладающие уникальным геоэкономическим положением. И, в-третьих, осуществляющих новые проекты индустриализации как в сфере промышленности, так и в сфере сельского хозяйства.

Следующим шагом должно стать сокращение разрыва между регионами по показателю привлеченных инвестиций в основной капитал, который до сих пор остается крайне высоким. Несмотря на то что постепенно происходит диверсификация территориальной структуры инвестиций и доля 13 регионов, привлекающих наибольшее количество инвестиций в основной капитал, снизилась в прошлом году до 53%.

Сейчас в российских регионах наблюдается довольно существенная концентрация инвестиций в основной капитал. Так, на 10 субъектов РФ приходится 43% всех вложений.

Пока, по данным минрегиона, 60 регионов входят в группу с инвестиционной активностью ниже среднероссийского. В нее, как ни странно, вошли субъекты РФ, имеющие высокий человеческий и производственный потенциал. То есть регионы, которые по определению должны быть центром притяжения инвестиций. А на деле демонстрируют результат ниже среднего.

В чем причина сложившейся ситуации?

Полагаю, что основная проблема - в отсутствии координации между федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов РФ и частными компаниями при подготовке долгосрочных планов социально-экономического развития регионов, а также при их реализации.

Традиционным тормозом являются административные барьеры: продолжительные сроки выбора и оформления земельного участка для реализации проекта инвестором, получения документации для строительства и т.д.

Также вызывает нарекания слабая маркетинговая политика. Общая проблема российских регионов - отсутствие ярко выраженных имиджевых преимуществ и слабая степень известности региона среди групп, оказывающих влияние на формирование инвестиционного имиджа.

Какие направления деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации мы считаем приоритетными?

В самих регионах наиболее востребованной стала деятельность институтов развития федерального уровня, таких как Инвестиционный фонд РФ, Внешэкономбанк, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Экспертный совет Минрегиона России.

Перспективными инструментами улучшения инвестиционного климата являются также Институт инвестиционного уполномоченного в федеральных округах, фонд прямых инвестиций для привлечения зарубежных инвестиций в российскую экономику и Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Кроме того, планируется ввести новые механизмы финансовой поддержки региональных инициатив. Ими должны стать региональные инвестиционные фонды с участием средств федерального бюджета. Такой инструмент разработан минрегионом для расширения использования механизмов государственно-частного партнерства на региональном уровне.

Следует активизировать деятельность особых экономических зон всех типов, на которых действует особый режим предпринимательской деятельности, заключающийся в создании налоговых, таможенных и административных преференций, а также инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур.

Также большие надежды возлагаем на кредитно-инвестиционную деятельность Внешэкономбанка. Как вам известно, ВЭБ ведет активную работу, направленную на создание условий для развития регионов. И это уже напрямую касается Дальнего Востока, где участие именно ВЭБа, как наиболее авторитетного и профессионального финансового инструмента в деятельности специального фонда, позволит привлечь к сотрудничеству региональные органы власти, крупные финансовые институты, фонды и инвестиционные компании.

Считаю, что решающим фактором повышения инвестиционной привлекательности субъекта РФ является принятие региональными органами власти долгосрочных планов развития, которые являются для инвесторов ориентиром в отношении развития различных отраслей, сфер деятельности и инфраструктуры на территории.

Из финансовых механизмов повышения инвестиционной привлекательности доказали свою работоспособность следующие инструменты: предоставление налоговых льгот и преференций инвесторам; субсидирование части процентной ставки по кредитам; предоставление государственных гарантий; создание гарантийных фондов (как правило, для малого бизнеса).

Опыт нашей работы, за редким исключением, продемонстрировал отсутствие качественных инвестиционных проектов, предлагаемых на рассмотрение со стороны региональных органов власти. В качестве объяснения сложившейся ситуации можно предположить наличие двух причин.

Первая - нежелание региональных органов власти или инвесторов проектов демонстрировать свои проекты на федеральном уровне. Вторая - отсутствие проработанных и структурированных инвестиционных проектов. В любом случае обе причины выступают существенным препятствием для эффективного поиска инвестиций, а значит, в целом снижают шансы и понижают инвестиционный потенциал субъектов РФ.