Государственно-частное партнерство приходит в культуру

В западных странах сфера культуры рассматривается в качестве одного из важных секторов экономики - cultural (creative) industries (креативная экономика). Согласно данным Всемирного банка, доля творческой экономики составляет около 7% мирового ВВП. Согласно данным ООН, годовой прирост креативной экономики составляет не менее 8,7%. В России доля этого сектора составляет 6% ВВП, в США в два раза больше.

В России не так давно появился интерес к этому сектору. И этот интерес обоюдный. Частные инвесторы начинают участвовать в проектах сектора. Широко известные за пределами Москвы Арт-галерея "Гараж" или проект реконструкции Пермского театра оперы и балета - яркие тому подтверждения. Государство же в условиях бюджетных ограничений рассматривает сотрудничество с бизнесом как способ поддержки и развития сферы культуры и постепенно приходит к пониманию необходимости развития сектора культуры на основе рыночных механизмов. К слову, ФЦП "Культура России (2006-2011 годы)" рассматривает ГЧП как важный фактор развития отрасли.

В качестве возможных механизмов сотрудничества в сфере культуры сегодня могут рассматриваться концессионные и квазиконцессионные модели и схемы.

Согласно Закону о концессионных соглашениях по концессионному соглашению концессионер (инвестор) создает (реконструирует) объект, право собственности на который принадлежит (будет принадлежать) концеденту (государству), а также осуществляет деятельность с использованием этого объекта. Концедент предоставляет концессионеру на определенный срок права владения и пользования объектом. Этот механизм может быть использован, к примеру, для реконструкции галереи: инвестор реконструирует галерею. После реконструкции он предоставляет помещения галереи в аренду организациям культуры и (или) оказывает услуги в сфере культуры на этих площадях. Соответственно, инвестор получает прибыль от конечного потребителя услуг (населения) или арендаторов. Подобные соглашения позволили бы осуществить капвложения в основные средства учреждений культуры, которые испытывают дефицит бюджетных средств и при этом имеют коммерческую привлекательность для инвесторов. За рубежом концессионная схема уже доказала свою эффективность для обеих сторон. В России же возможность ее применения с участием учреждений сегодня ограничена, так как согласно Закону о концессионных соглашениях в роли концедентов могут выступать исключительно собственники объектов соглашения, а бюджетные и автономные учреждения ими не являются. Надо отметить, о соответствующих изменениях в Закон о концессионных соглашениях законодатели уже задумались. Стало быть, позитивная динамика уже наметилась.

Контракты жизненного цикла (КЖЦ) можно отнести к квазиконцессионным схемам, применимым в сфере культуры.

По условиям КЖЦ, инвестор за свой счет проектирует и создает объект, а затем эксплуатирует его в течение всего жизненного цикла, осуществляя ремонт и обслуживание, государство оплачивает услуги, оказываемые с помощью такого объекта.

В рамках КЖЦ государство устанавливает функциональные требования к объекту. Инвестор обеспечивает соответствие объекта этим требованиям на протяжении контракта. Если инвестор не выполняет свои обязательства по контракту или выполняет их некачественно, платежи в его пользу уменьшаются.

Механизм КЖЦ может быть эффективен в отношении галерей и музеев. Музейные площади в России далеко не всегда соответствуют западным стандартам, в том числе требованиям западных страховых компаний, что делает их малопривлекательными или неподходящими для экспонирования предметов искусства западных музеев. При заключении КЖЦ заказчик сможет установить технические и функциональные требования к помещениям музеев в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами (определенный уровень влажности, температуры, освещения и т.д.). Исполнитель будет проектировать, строить и содержать здание в соответствии с требованиями заказчика.

Привлекательность КЖЦ для заказчика очевидна: не оплачивая сразу все расходы на создание и эксплуатацию, он получает объект, соответствующий его требованиям, оплату которого осуществляет периодическими платежами в течение контракта.

Инвестор же получает большой комплексный долгосрочный контракт и гарантированные платежи со стороны государства при выполнении условий контракта.

В настоящее время разрабатываются поправки в целях заключения подобных контрактов. Не исключено, что они найдут применение и в сфере культуры.

На практике ГЧП в сфере культуры пока сложно реализовать без применения таких форм финансовой поддержки, как бюджетные субсидии и инвестиции, налоговые льготы, а также гарантии государства и институтов развития (например, ВЭБ).

Однако привлекательность таких механизмов для инвестора делает вопросом времени их применение, особенно в отношении реставрации объектов культуры.

Мы привели лишь несколько возможных форм взаимодействия государства и бизнеса в сфере культуры. Выбор в пользу той или иной формы будет зависеть от таких факторов, как вид создаваемого объекта, какими субъектами представлен государственный партнер, в чьей собственности будет находиться объект, и других.