Если вдуматься, бизнес и власть обречены на государственно-частное партнерство в области российского недропользования. Недра в стране по закону принадлежат государству, а частные компании - лишь их пользователи.
Казалось бы, все в руках властей - законы, лицензии, налоги, регламенты... А вот создать нормальные условия, равно выгодные как бизнесу, так и обществу, как-то не получается. Парадокс в том, что, несмотря на 20 лет экономических реформ, в стране сохраняется ситуация, которая никого не устраивает: бизнес не имеет определенности относительно своего будущего, юридически гарантированной стабильности взаимоотношений с властью, которая, в свою очередь, все время жалуется на недостаток рычагов влияния на добывающие компании.
Многое могло бы изменить внедрение в этой сфере договорных, гражданско-правовых отношений. Договорных моделей в России всего две: СРП (соглашения о разделе продукции) и концессионные соглашения. Однако их судьба не внушает оптимизма: СРП во многом под надуманными предлогами замариновали, а из сферы действия концессионных соглашений исключили связь, землю и другие природные богатства - недра, водоемы, леса.
Давно бы следовало отработать такую форму ГЧП, где были бы четко определены права и обязанности как государства, так и инвестора - пользователя недр. Реализация идеи использования концессий стала бы прорывом, и вместо известного "я - начальник, ты - дурак" диалог пошел бы в иной плоскости, поскольку появились бы предусмотренные Гражданским кодексом РФ равноправные стороны в лице государства и бизнеса, которым бы ничего не осталось, как научиться договариваться до взаимоприемлемых условий. Это позволило бы государству начать наконец разумно управлять своим едва ли не самым ценным имуществом.
Улучшение инвестиционного климата напрямую связано с умением государства брать на себя ответственность за собственные бездействие или неэффективные действия в рамках ГЧП. Понятно, что кулак, как и другие схожие меры ручного управления, способен обеспечить краткосрочную мобилизацию, но никак не долговременный успех. По словам Владимира Путина, нефтяные компании до 2020 года должны вложить в развитие топливно-энергетического комплекса страны 8,6 трлн рублей. Значит, и условия для них должны быть подходящие, выработанные загодя в процессе переговоров: чтобы потом - уже в ходе освоения месторождений - не шарахаться от налоговых льгот до запретительных налогов.
"Если речь идет о системных препятствиях, которые изначально были заложены в региональном или федеральном законодательстве, необходимо принимать меры к его изменению", - считает президент Дмитрий Медведев. Казалось бы, предлагается идти проверенным путем: совершенствовать законы, анализировать накопленный опыт подготовки соответствующих договоров для его использования в дальнейшем. Но на практике вместо подобной кропотливой настройки ГЧП одни лишь ограничения и запреты.
Еще в середине 2000-х власти отказались от внедрения гражданско-правовых отношений в недропользовании, от его "концессионной трансформации". А почему, собственно? Если концессионные модели рекламируются сегодня как основная и эффективная форма ГЧП, то государство и инвесторы именно при освоении самого ценного - природных богатств - должны иметь возможность ими воспользоваться.
Сегодня в российском недропользовании безраздельно господствует лицензионная система: законодательство о недрах в своей основе является преимущественно лицензионным - и административным. И дает в руки госорганов, регулирующих отношения с инвесторами, односторонне властные полномочия. Со всеми вытекающими последствиями.
Сама по себе лицензия всего лишь правовой инструмент предоставления пользовательских прав, регулятор отношений инвестора с государством - важны условия, в которых она действует. Лицензия вполне успешно работает в странах с прочными, давно устоявшимися институтами защиты прав собственности, развитым рыночным хозяйством, традициями правового государства. Выстроенной системой специальных институтов, наконец. В России с ее нестабильной экономикой, неустойчивой правовой средой, произволом чиновников, неуважением к частной собственности и разгулом коррупции административная система регулирования инвестиций лишь усугубляет и без того не слишком приятные условия, в которых приходится работать инвестору.
По толковому словарю одно из значений слова "партнерство" - это партнерство в танце. В нем может быть ведущий и ведомый, но не может быть неравенства: ничего путного не получится, если один из партнеров будет постоянно наступать другому на ноги