Миллионы владельцев полисов ОСАГО рискуют потерять свои деньги
Вчера Российский союз автостраховщиков обсуждал проблему, которая может стать крайне болезненной для миллионов водителей - владельцев полисов ОСАГО.
Дело в том, что на рынке автострахования наблюдаются тревожные тенденции.
Одна из них связана с новым требованием к фирме-страховщику. Любая из них должна к 1 января увеличить свой уставной капитал, причем весьма значительно.
Сегодня на рынке ОСАГО работают 114 компаний. Эксперты предрекают, что треть этих фирм может прекратить свое существование, поскольку их кошелек не выдержит расходов на уставной капитал. Уже сегодня ясно, что далеко не всем страховщикам удастся преодолеть повышенный законом барьер. И это создает реальную угрозу того, миллионы купленных автовладельцами полисов могут в одночасье превратиться в бесполезные бумажки.
Мало того, покупая полис у страховой компании, не входящей, условно говоря, в первую пятерку лидеров бизнеса, клиент рискует приобрести документ, не влекущий за собой никаких последствий. Ведь вполне вероятно, что в тот момент, когда он ставит подпись на договоре, компания начинает активную подготовку к процедуре банкротства.
Это вполне вероятная ситуация для автовладельца. Дело в том, что сейчас у фирм-страховщиков находится на руках более 900 тысяч чистых бланков на договоры ОСАГО. И еще 400 тысяч новых бланков они могут получить до конца года. Совершенно понятно, что испытывая финансовые трудности, фирмы попытаются решить их за счет заключения договоров с новыми клиентами. А что же будет с законопослушными водителями - покупателями этих полисов?
В аварийной случае они неожиданно для себя узнают, что фирма-страховщик виновника ДТП приказала долго жить и никаких выплат уже не производит.
Дальше автовладельцев ждет сложная процедура. Им придется обращаться в Российский союз автостраховщиков, попытаться получить положенную компенсацию из страховых фондов. Но хватит ли этих фондов на всех пострадавших в случае массового ухода с рынка компаний? Сейчас общая сумма этих фондов - шесть с половиной миллиардов рублей, они пополняются за квартал на 740 миллионов. В прошлом году было выплачено из него 5 миллионов, за 9 месяцев этого года - чуть более 2 миллионов рублей. Расчетный объем обязательств, при уходе с рынка компаний не превысит 3 миллионов. Так что денег должно хватить.
Вчера на президиуме Российского союза автостраховщиков как раз и решали, как смягчить для клиентов возможное банкротство их компании.
Сейчас, если фирма обанкротилась, автовладелец попадает в трудное положение.
На офисе фирмы висит замок, найти никого из руководства невозможно, телефоны не отвечают. На руках у водителя только синенькая бумажка полиса ОСАГО, где стоит название этой исчезнувшей фирмы. И больше ничего. Это в случае, если за выплатами сюда пришел застрахованный тут автовладелец. Еще хуже ситуация у водителя, который не был виновником аварии и пришел в эту фирму за компенсацией. У него вообще на руках только справка ГИБДД о дорожно-транспортном происшествии. В какие двери ему стучаться, чтобы найти того, кто ему заплатит?
Сегодня этот вопрос вообще остается без ответа. На своем большом сборе страховщики пытались найти выход из тупиковой ситуации.
В первую очередь необходимо урегулировать саму процедуру банкротства страховой компании. Для этого решено разработать единые требования ко всем участникам страхового рынка. О чем идет речь? Фирмы, которые уходят с рынка, обязаны информировать об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.
При этом она должна передать в Росфинмониторинг отчет о всех финансовых операциях и о том, какие обязательства она несет перед клиентами.
Само признание банкротства страховой фирмы крайне важно для владельцев полисов. У них появится документальное основание для того, чтобы обратиться в суд с иском о возмещении ущерба.
Но это в перспективе. А что можно сегодня посоветовать владельцам полисов ОСАГО? Если вы только собираетесь заключить такой договор или его продлить, сделайте выбор в пользу самых известных фирм. Их рейтинг можно найти в Интернете. Если у вас договор с никому не известной фирмой "Рога и Копыта", лучше сейчас перезаключить его заново с проверенной компанией, чем потом расплачиваться за аварию из своего кармана.