В эти дни Николай Коляда дает в Париже мастер-класс и ставит там спектакль. А в начале ноября в Москве начинает гастроли набирающий популярность во всем мире "Коляда-театр". С Парижа и начался наш разговор со знаменитым уральским драматургом, актером и режиссером.
Николай Коляда: Мастер-класс меня попросил провести театр "Одеон". Когда мы были в гастрольном турне по Франции, там заинтересовались способностью нашего театра на маленькой сцене создать спектакль с участием большого числа артистов. Притом так, что мизансцены не выглядят скученными, никто не сталкивается лбами. И вот мне предложили в таких же условиях что-то поставить с французскими актерами. Я выбрал "Свадьбу" Чехова. Пьеса смешная, на свадьбе много гостей - всем найдутся роли. Мы попоем, попляшем, поговорим о загадочной русской душе. И за восемнадцать дней сделаем спектакль, который покажем публике.
РГ: 6 ноября ваш театр начинает гастроли в Москве. Расскажите о них.
Коляда: За десять дней в Центре на Страстном мы покажем 13 спектаклей, примерно половину Москва не видела. Репертуар составлен так, чтобы популяризировать пьесы современной уральской драматургии, моих учеников, - это главная задача театра. В афише - "Фронтовичка" Анны Батуриной, "Наташина мечта" Ярославы Пулинович, "Луна и трансформер" Андрея Крупина, "Клаустрофобия" Константина Костенко. Три моих пьесы: "Баба Шанель", "Два плюс два", "Всеобъемлюще". И классика: "Борис Годунов", "Вишневый сад", "Женитьба", "Гамлет", "Трамвай "Желание" и "Безымянная звезда". Мы этих гастролей ждем. В Париже замечательно - там прекрасно принимают и хвалят. Но Москва есть Москва - она никого не любит. А уж если полюбит, то ты можешь вообще ничего не делать, тебя все равно гладят по головке и песенки поют о том, какой ты гений среди удобрений. Ответственные гастроли! Я понимаю, что опять подставляюсь. Всю жизнь так: пьесу напишу, поставлю - подставлюсь, критики разнесут. Нормально, ничего страшного.
РГ: А вы ощущаете свои спектакли как удачу?
Коляда: Думаю, это хорошие спектакли. Я не о режиссуре - как умею, так ставлю. Но есть отличные актерские работы Олега Ягодина, Ирины Ермоловой, Сергея Федорова, Сергея Колесова, Василины Маковцевой... В театре есть артисты, каких еще поискать и в Москве, а может, и в России. Я ими горжусь. И репертуар так составлен, чтобы показать возможности каждого. Труппа сильно разрослась: было 10 артистов, сейчас уже 35!
РГ: Я был на репетиции нового спектакля - очень весело вы работаете!
Коляда: Это спектакль для детей с родителями - сказка "Золоченые лбы" по Борису Щергину, пьесу написала моя ученица Ярослава Пулинович - драматург теперь очень известный. Мы получили грант Союза театральных деятелей - можно купить предметы реквизита, сшить красивые костюмы. На сцене идет такая массовая игра, и всем весело. Надеюсь привезти спектакль в Москву, чтобы в СТД посмотрели, куда ушли деньги.
РГ: Мне кажется, что из тех почти невозможных для театра условий, в которых вы работаете, вам удается извлекать максимум преимуществ и дурное превращать в нечто очень доброе.
Коляда: Нам в этом доме нравится. Здесь тепло и уютно. Конечно, мало места, и негде сделать буфет для зрителей, гардероб неудобный, крошечные гримуборные, и во время спектакля мы отключаем мобильные телефоны, говорим шепотом. Но все равно здесь весело и радостно. Я уже не помню дня, чтобы не было аншлага. Спасибо зрителям, что они приходят и поддерживают театр. Ведь мы зависим только от проданных билетов. И единственный спонсор - я: мои пьесы идут во всем мире, и все гонорары тратятся на театр.
РГ: Вам выделили здание бывшего кинотеатра, но его нужно ремонтировать - как продвигаются дела?
Коляда: У меня на столе эскизы будущего театра, но это - бумажки. А официального подтверждения от администрации города о том, что здание будет отремонтировано, пока нет. Там все как после взрыва: все обрушено, вскрыты полы, и уже много лет все разрушается. У меня нет средств, чтобы это все сделать пригодным для театра. Говорят, что в 2013 или 2014-м мы туда переедем, но подтверждений этому, повторяю, нет.
РГ: Из всех екатеринбургских театров у вашего самый плотный гастрольный график - "Коляда-театр" востребован в стране и в мире. Расскажите о самых интересных поездках.
Коляда: Ездим много и по России, и за границу. Смена обстановки, новые впечатления - это для артистов важно. Они в этих поездках ухитряются посмотреть и город, и спектакли других театров, им все интересно. Ведь у меня в театре один режиссер - я сам. А артистам нужно видеть работы других режиссеров. И, конечно, главным событием были тройные гастроли во Францию. Сначала фестиваль в Нанси, потом турне по двенадцати городам, и наконец, спектакли в Париже, в театре "Одеон". До нас в этом театре играли только два российских театра - Анатолия Васильева и Льва Додина. Летом ездили в Афины - показывали "Гамлета", потом улетели в Польшу на Шекспировский фестиваль в Гданьске. В 2012 году предполагается снова поездка в Нанси ("Борис Годунов", "Баба Шанель" и, возможно, "Маскарад" Лермонтова). Есть приглашения в Бухарест, Будапешт, Люблин, предложений много. С другой стороны, мы не можем позволить себе просто развеяться за свой счет, остановив театр на неделю. Это нереально: нечем будет платить зарплату. И принимаем приглашения только такие, где оплачивают все - проезд, перевоз декораций, проживание, гонорар.
РГ: Вам стоит провести мастер-класс на тему: "Как удается выжить частному театру с таким маленьким залом".
Коляда: В октябре мы сыграли 52 спектакля! Играем утром, вечером и в обед. Стараемся привлечь публику. Каждому зрителю надо радоваться, надо его любить - от него зависит наша жизнь, наша зарплата - а значит, и творческая свобода.
РГ: Последнее наше интервью было восемь лет назад. Что изменилось с той поры?
Коляда: Изменилось все. Придумали фестиваль "Коляда-plays", на него приезжает много театров страны, играют на разных площадках города пьесы уральских драматургов. В залах - битком. Проводим конкурс драматургов "Евразия". Проходят читки пьес на улицах, новогодние колядки, чего только не было! Просыпаюсь утром и с большой радостью бегу на работу. Репетирую, командую, кричу, ругаюсь, но каждый раз думаю: я правильно поступил десять лет назад, когда создал свой театр! Никто мне здесь не указ. Могу перекроить репертуар и поставить только что написанную пьесу моего ученика. Театр - дело молодое. Надо помогать молодым драматургам и актерам, учить, переучивать, пинать, по голове гладить. Они - будущее, они придут после нас. Мы же не будем сидеть вечно...