Межгосударственный авиационный комитет (МАК) обещает в среду расставить все точки над "и" в расследовании авиакатастрофы под Ярославлем.
Почти два месяца эксперты работали, расшифровывая данные бортовых самописцев, сопоставляли их. А также анализировали документацию по авиакомпании "Як Сервис", включая организацию летной работы, подготовку экипажа, результаты проверок авиакомпании Ространснадзором и Росавиацией после авиационного происшествия.
Эта кропотливая работа выполнялась Технической комиссией МАК. Они моделируют видеоряд, как проходил аварийный полет. Накладывают звук и получается полная картина случившегося.
За время расследования выдвигалось немало версий катастрофы самолета, в котором погибла хоккейная команда ярославского "Локомотива". В частности, что пилот, взлетая, нажал на тормоза и из-за этого лайнер не смог оторваться от взлетно-посадочной полосы, а поднялся в небо только с грунта.
В МАК не опровергали и не подтверждали выводы различных экспертов. Однако после проведения летного эксперимента в Жуковском версий было особенно много. Межгосударственному авиационному комитету пришлось даже сделать заявление, что такие высказывания расцениваются как попытка оказания недопустимого давления на работу Технической комиссии.
Обычно в материалах МАК по расследованию авиакатастроф говорится не только о причинах, которые тщательно потом изучаются следователями, но и даются рекомендации перевозчикам, авиационным властям, как не повторить подобной трагедии.
Пока же эксплуатация десяти пассажирских самолетов Як-42 приостановлена по требованию Генпрокуратуры России в связи с уже выявленными нарушениями по результатам прокурорской проверки. Генеральной прокуратурой, Ространснадзором и Росавиацией проверены авиакомпании, где летали на Як-42.
- По поступившей информации контролирующих органов, проверены 15 авиакомпаний, осуществляющих перевозки на воздушных судах данного типа, приостановлена эксплуатация 10 самолетов Як-42, ряду авиакомпаний выданы инспекторские предписания, - сообщила в интервью "Интерфаксу" начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры Елена Глебова.
Надзорное ведомство провело также проверку законности подготовки летных экипажей и выдачи свидетельств пилотов коммерческой авиации.
При этом Ространснадзору и Росавиации поручено проверить соблюдение лицензионных и сертификационных требований всеми российскими эксплуатантами самолетов Як-42. Глава Росавиации Александр Нерадько констатировал недавно журналистам, что проверка проходит во всех авиакомпаниях. Те, кто не соблюдает лицензионные требования, лишаются права летать, сказал руководитель Росавиации.
Как отметила Глебова, основная задача таких поручений - добиться того, чтобы контролирующие органы работали на предупреждение происшествий, а не только в рамках устранения причин уже случившейся катастрофы. В то же время, по словам прокурора, к сожалению, количество происшествий на воздушном, водном и железнодорожном транспорте в последнее время не уменьшается. Достаточно вспомнить недавние крушения на "Булгарии" и Як-42, теракт в аэропорту Домодедово, другие транспортные аварии с человеческими жертвами, вызвавшие широкий резонанс в стране, чтобы осознать значение и роль отрасли и обеспечения ее безопасного функционирования.
С учетом всего этого руководство Генеральной прокуратуры в 2007 году приняло решение воссоздать системы специализированных транспортных прокуратур. Кроме того, не последнюю роль здесь сыграло и то обстоятельство, что прокурор, надзирающий за исполнением законов на транспорте, должен быть не только высокопрофессиональным юристом, но и обладать определенным багажом технических знаний, пониманием технологических процессов на транспорте.
Что касается непосредственно причин катастрофы, то, как заметила Елена Глебова, до тех пор, пока не завершено расследование, проводимое Межгосударственным авиационным комитетом, комментарии конкретных причин авиакатастрофы некорректны. Расследование причин катастрофы, в числе которых рассматривается ошибка экипажа и отказ техники, продолжается.
Напомним, самолет Як-42, на борту которого находились хоккеисты ярославского "Локомотива", упал 7 сентября в двух с половиной километрах от аэропорта Туношна. Из 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжил только бортинженер Александр Сизов, который накануне выписался из больницы.