Минобрнауки могут разделить на два ведомства

Вчера в некоторых СМИ со ссылкой на анонимный источник в правительстве РФ появилась информация о том, что разделение министерства образования и науки на два отдельных ведомства - уже практически решенное дело.

Мол, после президентских выборов 2012 года министерство образования и науки превратится в две госструктуры, одна из которых займется детскими садами и школами, а вторая будет курировать среднее специальное и высшее образование, а также вопросы науки.

Справедливости ради стоит отметить, что разговоры о необходимости такого деления действительно ведутся давно. В начале этого года, к примеру, помощник президента Аркадий Дворкович в одном из интервью заявил, что, по его мнению, у минобрнауки слишком широкий спектр вопросов и "нужно подумать, чтобы разделить это министерство на две составляющие". Тогда же Дворкович сказал, что был бы не против поработать в министерстве просвещения или школьного образования, если такое создадут.

В минобрнауки подобные слухи не комментируют. Глава ведомства Андрей Фурсенко сейчас находится на Всероссийском студенческом съезде в Барнауле, а его коллеги говорят только, что решение о разделении, если оно и будет, целиком зависит от Белого дома.

Вице-президент РАО, а в прошлом руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (2004-2008 гг.) и замминистра образования (2001-2004 гг.) Виктор Болотов считает, что подобные "перетряски" различных ведомств - историческая веха.

- В международной практике известны конфигурации министерств, которые занимаются образованием, - рассказал "РГ" Виктор Болотов. - Где-то их объединяют с воспитательными структурами, где-то - с министерством труда или Академией наук. Но внимательное изучение этого опыта говорит, что не столько важно делить что-то или объединять, сколько найти верную фигуру лидера, способного удерживать в голове все аспекты и проблемы данной отрасли. Иначе любая структура, сколько бы их ни было в образовании, будет неэффективна.

То, о чем судачат сейчас: детсады и школы отдельно, вузы и наука отдельно - это уже у нас было в начале 90-х годов. Был Госкомвуз и Министерство образования, которое занималось детскими садами и школами. Говорить, что тогда было лучше, чем сейчас, или наоборот, я не берусь.

По мнению Болотова, главный вопрос: найдутся ли для нового образовательного ведомства или нескольких организаций люди, у которых есть четкое видение темы. "На данный момент однозначно принимаего всеми лидера в образовательном сообществе я не вижу", - подчеркнул Болотов.

Глава Комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин не считает, что назрела необходимость в разделении образовательного министерства. "Деление минобрнауки на два ведомства - нецелесообразно. За те семь лет, что существует современное министерство, оно подтвердило свою эффективность", - уверен Балыхин.