Трудовые и социальные пенсии в России предполагается увеличить к 2020 году в два раза. Такими планами поделилась министр здравоохранения и соцразвития Татьяна Голикова.
На этой неделе сразу на нескольких площадках бурно обсуждался документ, который сейчас готовит социальное министерство, - речь о Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в России.
Сейчас, по официальным данным, средний размер трудовой пенсии в России составляет 171,2 % по отношению к прожиточному минимуму. Примерно такое соотношение сохранится и к 2020 году, признала Татьяна Голикова.
Хотя ПФР постоянно подчеркивает, что все обязательства перед пенсионерами выполняются вовремя и в полном объеме, что выплата пенсий не задерживается, это дается нелегко. Эксперты знают, что доходы ПФР не покрывают текущих расходов на обеспечение пенсионеров. Сейчас дефицит пенсионной системы, который по законодательству компенсирует федеральный бюджет, уже превышает 1 трлн руб.
Вот почему поставлена задача подготовить Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы.
Какие ключевые вопросы будут затронуты в документе?
1 Первый - и главный - вопрос сбалансированности. Для этого предстоит решить вопрос со страховым тарифом. Напомним, с нынешнего года процент отчислений в Пенсионный фонд был увеличен, что в течение года и дало возможность собрать на 800 млрд рублей больше, чем в 2010 году. Но до момента принятия стратегии тариф вновь решено уменьшить.
2 Возможно, будет изменена пенсионная формула для расчета размера пенсии.
Сейчас расчеты предельно просты: берется сумма страховых взносов, перечисленных на лицевой счет гражданина в течение всей его работы, и делится на так называемый возраст нахождения на пенсии (сейчас - 17 лет, через два года будет 19) и 12 мес. Ни стаж, ни формальная зарплата в такой схеме роли не играли.
В такой системе невозможно в полной мере применить солидарный принцип, когда часть пенсионных средств, полученных с больших зарплат высокооплачиваемых работников, перераспределяется в пользу низкооплачиваемых.
Поэтому минздравсоцразвития предлагает вернуться фактически к старому, дореформенному способу расчета размера пенсии - в зависимости от заработка и страхового стажа, введя в формулу ограничивающий коэффициент по доходам. Второй ограничивающий коэффициент новый, он даст возможность учитывать изменения в демографической и экономической ситуации в стране. Насколько он будет "прозрачен"? Пока не ясно.
3 Очередной больной вопрос - возможность повышения пенсионного возраста. Меньше пенсионеров - меньше нагрузка на Пенсионный фонд. В минздраве считают такой подход слишком "прямолинейным". Директивному повышению возраста препятствуют и низкая продолжительность жизни в России, особенно у мужчин, и особенности нынешней пенсионной формулы. Наконец, рынок труда пока предпочитает избавляться от пожилых работников, что тоже создаст сложности при повышении возраста.
В стратегии этот вопрос предлагается решить более гибко. За счет стажевого коэффициента и добровольной возможности человека отложить оформление пенсии. Если ввести "пороговый" стаж и с его учетом рассчитать размер базовой пенсии, то затем за каждый год переработки пенсию можно увеличивать . А за каждый год недоработки - уменьшать. В результате сами работники будут решать, когда "пойти" в пенсионеры.
4 Наконец, один из самых острых вопросов касается модели пенсионной системы. До 2002 года у нас действовала целиком солидарная модель, когда все поступающие страховые взносы тут же "разбрасывались" на выплаты для действующих пенсионеров.
После 2002 года ее дополнили накопительным компонентом, "забрав" для формирования индивидуальных накоплений, которые уже не шли в общую копилку, сначала 2 % от заработка, а теперь уже 6 %.
С накоплениями довольно много проблем: не все НПФ и УК, которые управляют инвестированием этих денег, обеспечивают доходность, превышающую инфляцию. Во многих случаях принудительно взимаемые с работников средства обесцениваются, и защитного механизма этому пока не введено.
В рамках работы над стратегией предлагается вывести накопительную схему из обязательного пенсионного страхования. Копить можно будет по-прежнему. И по-прежнему 6 % от заработка будет взиматься на эти цели в обязательном порядке. Вот только у работника появится еще одна возможность. Он, как и сейчас, сможет копить в частных финансовых структурах (НПФ, ЧУК), но если предпочтет остаться полностью в государственной системе, получит право направить эти 6 % на формирование своей страховой части пенсии, полностью гарантированной государством.
Противников у этого предложения много. Возражает министерство экономического развития, возражают либеральные экономисты, которые, наоборот, считают, что накопительный компонент нужно всячески развивать и усиливать.
Какая точка зрения победит в итоге, станет ясно, когда "базовый" проект стратегии будет обнародован и начнутся публичные дискуссии.