Готовится постановление регионального правительства о создании открытого акционерного общества, призванного обеспечить воздушное сообщение в регионе. Учредительные документы и бизнес-план намечено утвердить уже в текущем месяце.
Было время, когда работяги-"аннушки" ежесуточно перевозили во все концы области сотни пассажиров, почту, багаж. Убытки перевозчика компенсировались из госказны - других источников тогда не было. Затем господдержку отменили в расчете на самоокупаемость. При этом как-то забылось, что без госпротекционизма региональные авиаперевозки не обходятся нигде в мире. Даже в самых продвинутых странах себестоимость летного часа из расчета на кресло в небольшом самолете превышает покупательскую способность массового пассажира.
Что касается наших реалий, эксперты транспортного рынка подсчитали: чтобы пассажироперевозки в самолетах малой вместимости окупались, надо снизить их себестоимость минимум на 13 процентов. Предлагаются и конкретные варианты решения проблемы. В частности, передача из федеральной в областную собственность аэропортов местных воздушных авиасообщений с последующим финансовым покрытием убытков.
- До последнего времени реализовать идеи такого рода не позволяло несовершенство правовой базы, - разъясняет начальник отдела областного министерства транспорта и дорожного хозяйства Юрий Кожевников. - Мы еще с 2005 года пытались содействовать развитию екатеринбургского аэропорта Уктус как основной базы местного авиасоообщения, а также дислоцирующегося там предприятия-перевозчика, но Бюджетный кодекс не позволяет региону финансировать предприятия федерального подчинения.
Правда, два года назад действующее законодательство наконец дало добро на передачу аэропортов в собственность субъектов РФ, но процедура согласований с Росимуществом оказалась такой сложной, что уральцы до сих пор не смогли извлечь выгоды из этой поправки.
Тем временем местная авиация "вошла в пике". Авиапредприятие обанкротилось. Вконец обветшал аэродромный комплекс Уктус (недавно контролирующие органы запретили использование его топливных емкостей, пришедших в негодность). Единственный оставшийся в строю вертолет МИ-8 совершает максимум 80 полетов в год, перевозя не более трех тысяч пассажиров. Это на регион площадью в пол-Европы.
В такой ситуации роль областных властей ограничивается тарифным регулированием авиаперевозок в два отдаленных района - Гаринский и Сосьвинский. Точнее, из бюджета выделяется по 12 миллионов рублей в год, чтобы компенсировать затраты и снизить цену авиабилетов, оплата которых по себестоимости неподъемна для рядового уральца.
- Создание нового акционерного общества позволит перейти от "затыкания дыр" к развитию местного авиасообщения, - подчеркивает Юрий Кожевников. - При этом власти преследуют прежде всего социальную цель - общедоступность пассажирских авиаперевозок и возрождение маршрутной сети. Но для акционеров важна и коммерческая составляющая, поэтому есть перспектива становления деловой авиации.
Областное министерство по управлению госимуществом готовит проект постановления правительства. Но уже сейчас известно, что в региональном бюджете зарезервировано 200 миллионов рублей на выкуп имущества находящегося в конкурсном управлении авиапредприятия. Другим акционером станет одна из ведущих металлургических компаний, которой уже принадлежит инфраструктура аэропорта Уктус. В дальнейшем областные чиновники не видят непреодолимых препятствий для возрождения малой авиации. С негосударственным мажоритарием достигнута договоренность о вхождении в уставный капитал ОАО имущественным комплексом аэропорта, а выкуп авиапредприятия-банкрота не требует согласований с Росавиацией. Его дальнейшая судьба зависит теперь от акционеров, которым в ближайшее время предстоит утвердить бизнес-план и последовательно претворять его в жизнь.