Михаил Мишустин: Надо сохранить для людей льготы по налогам на землю и имущество

Вчера на "Деловой завтрак" в "РГ" приехал руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. И начали мы разговор с самой обсуждаемой сегодня темы - о перераспределении бюджетных средств в пользу регионов и муниципалитетов. Об этом на недавнем заседании президиума Госсовета говорил президент Дмитрий Медведев. Губернаторы и эксперты не заставили себя ждать - и уже начали предлагать свои варианты.

Российская газета: Как быстро, на Ваш взгляд, надо провести это перераспределение? Оперативно или дождаться, когда исчезнет угроза второй волны кризиса?

Михаил Мишустин: Я внимательно слушал выступление президента в Хабаровске. Речь идет о большом, серьезном реформировании, в первую очередь, через механизм межбюджетных отношений. То есть о перераспределении в пользу регионов тех или иных средств, в зависимости от экономических критериев.

 
Видео: Наталья Ивановская

Если посмотреть план бюджета 2012 года, то планируется примерно 52 процента поступлений в федеральный бюджет и 48 процентов - в региональные. Перед нашей встречей я специально проанализировал цифры девяти месяцев этого года. Получилось, что на сегодня все не так плохо.
В пользу Федерации отчисляется 46 процентов  налоговых поступлений консолидированного бюджета. Регионам достается 54 процента, из которых 9 процентов - местные налоги, в том числе, налог на имущество физлиц, земельный налог. И, тем не менее, через механизмы соответствующих межбюджетных отношений, конечно, надо выравнивать эти базы. Многие страны такой этап проходили.

Что касается скорости, то, вы знаете известную пословицу по поводу скорости, которая не всегда нужна. Безусловно, сначала надо все взвесить. Но, еще раз подчеркну, речь не идет о передаче функций налогового администрирования, а о выравнивании доходов. К сожалению, у нас на сегодня в доходах местных бюджетов крайне низкую долю имеют имущественные налоги. В США, Швейцарии, Австрии они доходит до 75 процентов. В наших муниципалитетах доля имущественных налогов в прошлом году занимала всего около 17 процентов. Так что реформирование необходимо. Думаю, мы все будем над этим серьезно работать в ближайшее время.

РГ: Один из губернаторов уже попросил отдать регионам 10 процентов налога на добавленную стоимость. Это реально?

Мишустин: В первую очередь, НДС - это федеральный налог. Его специфика в том, что соответствующие начисления могут не совпадать с регионом, где предъявляются вычеты к его оплате. Мне кажется, в первую очередь, необходимо осмыслить и понять, по каким критериям необходимо перераспределение доходов в соответствующие региональные и местные бюджеты. А потом уже говорить о механизмах, в том числе, затрагивающих такие основы, как налоговое администрирование.

РГ: Есть еще идея - сократить в регионах льготы по налогу на имущество, по земельному налогу. Но эти преференции поддерживают малоимущих граждан. Не попадут ли здесь регионы в засаду: им придется больше тратить средств на соцподдержку?

Мишустин: Я категорически против отмены льгот малоимущим гражданам по земельному и имущественному налогам. Тем более что все сборы имущественного налога по стране в прошлом году не превысили 16 миллиардов рублей. Льготы, которые по нему предоставляются, по категориям пенсионеров, ветеранов войны, конечно, не будут отменяться, это очевидно. Так же и по земельному налогу.

Речь идет о льготах по налогу на имущество юридических лиц, который собирается в региональный бюджет. Они, действительно, значительны. В частности, это и газотранспортные системы, и трубопроводы, и объекты, которые связаны с энергетикой. Здесь вопрос есть, его обсуждали в минфине, в правительстве. Мне кажется, об этом можно подумать. Лично я считаю, что такие льготы потихонечку должны уходить в прошлое. Важно ответить на вопрос, какие источники их заменят?

РГ: Что изменится в работе вашей службы, если большая часть налоговых поступлений отойдет региональным и муниципальным бюджетам? Или вам без разницы?

Мишустин: Нам не все равно, потому что мы являемся исполнительным органом, отвечающим за налоговое администрирование в стране. Значит, все поручения, нововведения, которые будут касаться изменения процедур администрирования, нам необходимо соответствующим образом организовать. Я в этом вижу не столько сложности для налоговой службы, сколько необходимость формирования очень четких экономически выверенных критериев. Надо чтобы все понимали, каким образом происходит перераспределение. А, с точки зрения администрирования, больших проблем не будет.

Полный текст "Делового завтрака" читайте в ближайших номерах "РГ"