Процедура обновления официального Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), по которому формируется госзаказ на закупки препаратов для стационаров страны, "Скорой помощи", лечения социально значимых заболеваний и т.п., повторяется каждый год.
Фармацевтический рынок не стоит на месте - новые препараты на нем появляются, иные сходят со сцены или теряют конкурентоспособность. Поэтому обновлять документы, которыми руководствуются при закупках лекарств для нужд здравоохранения, - естественная необходимость.
Перечень ЖНВЛП на 2012 год - не исключение. Его проект был обнародован на сайте Минздравсоцразвития России еще в конце сентября и содержал ряд важных изменений.
Комиссия министерства приняла решение о включении в него дополнительно 24 новых лекарств - для лечения осложненных форм туберкулеза и туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, гемофилии, анемии у взрослых и детей c хронической почечной недостаточностью. Включены в список и лекарства для пациентов с немиелоидными злокачественными новообразованиями, получающих химиотерапию, противоопухолевые препараты, иммунодепрессивные и иммуномодулирующие средства и др. Но вот исключение из перечня конкретных лекарственных форм сильно обеспокоило рынок. Эксперты посчитали, что эта мера неоправданно расширит перечень, включит в него наряду с "жизнеспасающими" формами препаратов, которые необходимы в стационарах (растворы для инъекций и инфузий, таблетки, капсулы), и формы, пригодные лишь для симптоматического лечения (капли, свечи, мази и т.п.). А поскольку за каждым МНН стоит немало торговых наименований, то вместе со всеми их лекарственными формами это расширило бы перечень примерно на тысячу позиций.
Но все включенные в перечень препараты подлежат обязательной государственной регистрации цены. Значит, процесс регистрации потребовал бы значительно большего времени, чем в прошлом году.
И если компании не успеют вовремя провести регистрацию цен, эти препараты могут выпасть с рынка - возникнет дефицит.
Обеспокоенность рынка общественные организации производителей и дистрибьюторов постарались довести до министерства. И их услышали: в Перечень ЖНВЛП вернули указание на лекарственные формы, что вполне соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения и собственным приказам ведомства.
Однако причины для беспокойства на рынке остаются. Во-первых, пока перечень не утвержден постановлением правительства, компании не могут подать документы на регистрацию цены. Во-вторых, сам по себе принцип регистрации отпускных цен участники рынка считают непрозрачным. Он был введен как инструмент государственного регулирования фармацевтического рынка, поскольку свободное ценообразование приводило к неконтролируемому росту цен, "накручиваемых" многочисленными посредниками. Однако самые низкие отпускные цены складываются на предприятиях, где отсутствует система обеспечения и контроля качества производства лекарственных средств. Поэтому их регистрация не способна стимулировать производителей к разработке программ обеспечения качества лекарственных средств.
Получается, что ситуацию на рынке определяет не тот, кто заботится о развитии и качестве, а тот, кто первым успеет зарегистрировать цену на свой препарат. Все остальные компании, выпускающие его аналог, уже не могут зарегистрировать цену хотя бы на копейку больше. Даже несмотря на тот факт, что их препараты могут иметь иные конкурентные преимущества - более современную технологию производства, более высокую степень очистки субстанции, что не может не сказаться на качестве конечного продукта. Более того, производство по правилам GMP не является обязательным условием включения лекарственного средства в перечень. Это лишает зарубежные фармацевтические компании стимулов к локализации в России, не стимулирует и отечественных производителей к скорейшему внедрению международных стандартов качества. А если учесть, что цены на лекарственные субстанции у нас в стране не регистрируются, производители прямо заинтересованы в том, чтобы закупать самые дешевые, подчас вызывающие большие сомнения в их надлежащем качестве.
Многие эксперты считают, что система ценообразования, закрепленная в новом Законе "Об обращении лекарственных средств", не выполнила возлагавшихся на нее надежд - не стала инструментом совершенствования отечественной фармацевтической промышленности и регулирования рынка. Другие обращают внимание, что с принятием закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", который недавно одобрил Совет Федераций, должны измениться сами принципы формирования перечня - в соответствии с введенными стандартами и порядками оказания медицинской помощи. Третьи уверены, что самой прогрессивной системой ценообразования является референтная, когда государство готово оплачивать единый максимум возмещаемой стоимости для группы препаратов-синонимов и аналогов.
Процесс модернизации, который идет в российском здравоохранении, несомненно, затронет процессы как формирования Перечня ЖНВЛП, так и регулирования фармацевтического рынка. Кроме того, до 2014 года производители обязаны привести свои производства в соответствие со стандартами GMP, как того требует Закон "Об обращении лекарственных средств". Очевидно, что цены на лекарства производителей, потратившихся на модернизацию, превысят максимальные зарегистрированные цены на аналогичные препараты компаний, которые тратиться на это не будут. Производители препаратов с низкими ценами получат необоснованно высокую прибыль, а предприятия, переоснастившие производства по требованиям GMP, не смогут возместить затраты и могут вообще отказаться от производства жизненно важных лекарств.
Зарубежные производители считают, что при регистрации цен необходимо также учитывать инфляцию и подорожание сырья. Сейчас такая возможность есть только у отечественных производителей лекарств, хотя иностранные фармацевтические компании действуют на территории нашей страны как российские юридические лица и регистрируют свои цены в рублях. В результате цены на их продукцию фактически заморожены на уровне второго полугодия 2009 года. Профессионалы фармрынка надеются, что в ходе модернизации отрасли будут услышаны и учтены их мнения о системе ценообразования и формировании Перечня ЖНВЛП.