Алексей Чеснаков: "Раздутие" скандала становится главной политтехнологией

Избирательная кампания в России проходит по инерционному сценарию. Причина - отсутствие у большинства участников "свежих" идей и их намерения говорить друг с другом о прошлом и о себе. Избиратель тем временем хочет разговора о будущем и о том, как партии будут решать не свои, а его - избирателя - проблемы.

Именно из-за этого несовпадения запроса и предложения дебаты превращаются в вариант набившего оскомину очередного ток-шоу, отягощенного невыразительными пикировками оппонентов, однотипными лозунгами и неубедительными аргументами. Посмотрев последние партийные схватки можно отметить еще одно. Большинство претензий друг к другу не только бессодержательны, но и просто надуманы. "Сначала добудьте факты, а потом на досуге можете их искажать", - поговаривал Марк Твен.

На таком фоне "раздутие" скандала опять становится главной политической технологией. И политики, и журналисты с упоением предаются информационным войнам в духе штата Теннесси XIX века. Любая провокация, на которую еще вчера никто бы не обратил внимания, становится полноценным информационным поводом, оставляя в своей тени обсуждение содержательных проблем.

Справедливый федерализм

На этом фоне инициатива президента Медведева о принципиальном изменении финансовых отношений между центром и регионами, прозвучавшая на расширенном заседании президиума Госсовета в Хабаровске в минувшую пятницу, выглядит чрезвычайно выигрышно, поскольку обозначает новый смысл в государственной стратегии. Работа по перераспределению бюджетных средств в пользу регионов, предполагающая большую ответственность местных властей перед гражданами, становится одним из ключевых направлений власти в ближайшие годы.

Конечно, вопрос о таком перераспределении не может быть решен очень быстро. Нужно передать полномочия распределять доходы не просто от одного уровня власти к другому. А от власти - гражданам. Именно гражданам нужно помочь понять, как расходуются на местном уровне их средства, и предоставить действенные инструменты контроля за этой процедурой. Только в таком случае справедливый бюджетный федерализм будет максимально удовлетворять нужды людей.

Союз

На этой неделе президенты России, Белоруссии и Казахстана планируют провести переговоры по дальнейшей интеграции в Евразийский союз. Принципиально важно, что новое формирование предполагает не банальную реинкарнацию СССР и не замену СНГ, а создание нового, эффективного с экономической точки зрения союза государств.

По сути, рождение нового союза является естественной реакцией не только на долгосрочные вызовы и угрозы глобализации мировой политической и экономической системы, но и на последние изменения в парадигме развития, связанные со второй волной мирового экономического кризиса. Чтобы этот геополитический проект стал действительно реализуемым, необходимо в первую очередь учесть недостатки СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС. Тем более что в формировании новой структуры будет участвовать новое поколение политиков, для которых советская эпоха - уже подзабытое прошлое. А это означает, что отношения придется выстраивать без ссылки на прежние штампы и условности.