Это был второй визит французского ансамбля Les Arts Florissants в Москву. Известный во всем мире коллектив, специализирующийся на исполнении старинной музыки, выступал в Концертном зале Чайковского в рамках Года Франции в России. Нынешний московский визит Les Arts Florissants стал стартом европейского турне ансамбля, в афише которого оратория "Иевфай" Фридриха Генделя.
Само название ансамбля Les Arts Florissants, означающее в переводе "цветущие искусства", выстраивает ассоциации с "золотым веком" европейской культуры, с той эпохой, когда искусство было культом не только просвещенной среды, но и широкой аудитории, способной улавливать многомерные смысловые аллюзии трагедий Шекспира и религиозную символику библейских сюжетов, утонченность музыки Перселла и приподнятый, трепетный пафос ораторий и опер Генделя. Les Arts Florissants под руководством Уильяма Кристи с 1979 года пытается возвращать в сознание современной публики ценности этого волнующего искусства - интеллектуального и чувствительного одновременно, пробуждающего воображение и активизирующего рацио, дающего возможность созерцать и наслаждаться красотой звука и музыкальных линий, утонченностью инструментальных ансамблей, смысловыми сопоставлениями и образными аллегориями. В этом смысле поздняя оратория Генделя - "Иевфай", написанная на библейский сюжет о вожде израильтян Иевфае, победившем врагов, но заложившим Богу жизнь собственной дочери Ифис, является квинтэссенцией тех качеств, которые соотносят лучшие образцы той культуры с понятием универсальной гармонии.
И неписаные законы этой гармонии явно открыты музыканту Уильяму Кристи, который с первых же звуков оркестрового вступления к генделевской оратории погружает слух в иное измерение, в другой мир - тревожный и тихий, подвижный и музыкально совершенный, далекий и близкий, человеческий и божественный одновременно. Музыканты Les Arts Florissants, часто в своих проектах демонстрирующие не только свои музыкальные качества, но и танцевальное, артистическое искусство, в данном случае не стали педалировать идею перфоманса. Наоборот, подчеркнули статичность оратории концертными мизансценами, выходя поочередно перед оркестром и исполняя свои речитативы, арии, ансамбли. Но этот прием только добавил градуса в созерцание чистейшей красоты генделевской музыки, ее зрелого совершенства, вершинности каждого элемента, тонко преподанного солистами и музыкантами ансамбля.
Трагедия и радость Иевфая, которому Бог вернул страшный обет, плач и ликование израильтян, проникновение энергии божественного мира в судьбу людей - все многослойное содержание оратории развернулось с убедительностью абсолютно живых картин, демонстрируя искусство исполнительских интерпретаций. Звук хора - совершенный, слитный, тонкий по нюансам, ни разу не прорвал ткань объективного повествования даже в воплях отчаяния или в патетической глории "Велик Он во славе... невидимый и недвижимый". Оркестр - взволнованный, гибкий, чутко прислушивающийся к певцам, к их душевному трепету, изливавшемуся в виртуозных партиях с заплетенными в сложнейший узор колоратурами и каденциями. И при этом вокальная техника каждого солиста была пронизана живым нервным напряжением, внутренней страстью, передававшейся залу: тенор Курт Стрейт (Иевфай) выдерживал длинные дистанции арий с удивительным богатством психологической нюансировки, меццо-сопрано Кристина Хаммарстром (Сторге, жена Иевфая) пленяла "матовой" красотой звука, сопрано Кэтрин Уотсон (Ифис, дочь Иевфая) и контратенор Дэвид Дикью Ли (Хамор, жених Ифис) показали, несмотря на молодость, отточенное мастерство и красивое тембровое слияние в дуэте, изящно и точно прозвучало краткое соло Рэйчел Редмонд в партии Ангела, темпераментными и технически броскими вышли речитативы у баса-баритона Нила Дэвиса (Зебул, брат Иевфая). И все эти интерпретации - сольные и ансамблевые, создавали ощущение какого-то возделанного, возведенного к совершенному уровню звукового поля, абсолютно совпадающего с именем, которым музыканты себя нарекли, Les Arts Florissants.
Фото: РИА Новости