На софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, Курганская область получит из федерального бюджета более 18 миллионов рублей.
Средства планируется направить на проведение обязательных энергетических обследований учреждений бюджетной сферы, оснащение приборами учета учреждений здравоохранения, переданных в этом году на баланс области, создание региональных обучающих центров, разработку областной автоматизированной системы мониторинга энергосбережения. Об этом сообщил заместитель губернатора Курганской области, директор департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Василий Жаров на "круглом столе" в областной Думе, где обсуждали ход выполнения региональной программы по энергосбережению.
По информации чиновника, в прошлом году на ее реализацию израсходовано 268 миллионов рублей, из которых 28 миллионов - из областного бюджета, остальное - из внебюджетных источников. Всего в рамках программы планируется освоить 18 миллиардов рублей, в том числе на первом этапе (в 2010-2015 годах) - 5 миллиардов.
Как и год назад, во время обсуждения в областном парламенте больше всего вопросов вызвало проведение энергоаудита. Такое обследование - одно из обязательных условий, прописанных в федеральном законе об энергосбережении и повышении энергоэффективности. По данным департамента, в Зауралье 218 организаций, финансируемых из областного бюджета, подлежат энергообследованию, на что предусмотрено 29,7 миллиона рублей. В муниципальных образованиях таких объектов 2069 - это здания администраций, дома культуры, школы, детсады и библиотеки. Общий объем средств на энергообследования, запланированный в местных бюджетах, составляет порядка 95 миллионов рублей. На проведение аудита областной и муниципальной собственности в 2011-2012 годах потребуется 145 миллионов.
Однако пока на проведение энергоаудита заключено лишь около 250 договоров: дело в том, что бюджетные средства начали активно осваиваться только во втором полугодии. До конца года планируется заключить около трети договоров.
В регионе зарегистрировано 19 организаций, имеющих право проводить энергоаудит. У некоторых уже накоплен неплохой опыт, позволивший определить удельные показатели энергопотребления, рассчитать лимиты, выявить резервы экономии, а в некоторых случаях даже пересмотреть договорные отношения с теплоснабжающими организациями. Начальник отдела Курганского филиала ФГУ "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе" Минэнерго РФ Игорь Гаврилов продемонстрировал эффективность аудита на примерах. Так, по расчетам управления, в ходе реализации программы энергосбережения в одном из крупных медицинских центров региона планируемая экономия ТЭР составит около 790 тонн условного топлива, или, в денежном выражении, 8 миллионов рублей в ценах 2010 года - при годовых затратах 50 миллионов. В другой, небольшой организации, оказывающей коммунальные услуги в Кургане, ожидаемая экономия составит примерно 65 тысяч рублей в год при общих затратах 95 тысяч.
Анализ договорных отношений, также обязательный при проведении энергообследования, показал, что есть случаи завышения нагрузок со стороны теплоснабжающих организаций - в основном небольших. Например, договор теплоснабжения был пересмотрен в Пичугинском сельсовете Варгашинского района, что снизило годовое потребление тепла на 17 процентов. Экономия составила 15 тысяч рублей - вроде и немного, но для бюджета сельсовета и эта сумма существенна.
- Проведенные обследования показывают, что требуемое законом снижение на три процента потребления энергоресурсов в принципе возможно на любом предприятии, - делает вывод Игорь Гаврилов.
По его мнению, проведению качественного энергоаудита мешает отсутствие единого механизма на уровне области, понятного как заказчику, так и исполнителю. Нет и единого методологического подхода к формированию цен на данный вид услуг, что ведет к недобросовестной конкуренции, демпингу, в итоге снижению качества энергоаудита. Мешает и то, что при проведении конкурсов на заключение госконтрактов основным критерием является низкая цена. Например по результатам открытого аукциона цена контракта на проведения энергоаудита одного учреждения в Юргамышском районе составила менее пяти тысяч рублей. Но эта сумма не покрывает даже командировочные расходы.
Кроме того, при проведении энергообследования в некоторых бюджетных организациях специалисты столкнулись с недопониманием работниками целей и задач энергоаудита. Многие откровенно говорят, что все равно экономию "съедят" инфляция и рост тарифов. Возможно, по мнению эксперта, это связано с отсутствием мотивации персонала: в большинстве организаций экономия энергоресурсов пока не увязана с системой оплаты труда. Поэтому многие работники рассматривают мероприятия по энергосбережению как дополнительную обременительную нагрузку.
Василий Жаров с этим категорически не согласился. Такие стимулы есть. Во-первых, по постановлению правительства Курганской области внедрена практика материального поощрения работников государственных учреждений региона, разработавших и реализовавших мероприятия по энергосбережению, которые дали экономический эффект. Во-вторых, у хозяйствующих субъектов точно есть стимул экономить: эти средства остаются предприятию. Наконец, для расточительных хозяев существует административный стимул - штраф за невыполнение требований закона. Чиновник согласен, что система экономических стимулов должна быть абсолютно прозрачной и справедливой - тогда можно рассчитывать на успех.