Его совершил 150 лет назад художник Дмитрий Струков
Прославленному художнику было поручено зарисовать памятники архитектуры и церковные реликвии, оставшиеся в Северо-Западном крае со времен Древней Руси. Струков от Вильно через Полоцк, Минск прошел по рекам и почтовым трактам весь восток и центр Белоруссии. Зарисовал десятки городов и сел, отыскал старинные книги, кресты, колокола, иконы и их также зафиксировал на бумаге. Большинство этих реликвий погибли в войнах и атеистических кампаниях следующего столетия. Но остался альбом рисунков Дмитрия Михайловича. С конца XIX века он хранится в библиотеке Вильнюсского университета.
И вот, наконец, спустя полтора столетия, уникальные акварели изданы "Беларускай энцыклапедыяй iмя Петруся Бровкi". Татьяна Белова, директор издательства, говорит о нем как о коллективном труде:
- Фолиант продолжил серию "Энциклопедия раритетов". Эта книга - международный проект с библиотекой Вильнюсского университета, литовскими энциклопедистами, Российской государственной библиотекой, где предоставили не только портрет Струкова, но и путевые заметки исследователя.
Все материалы обработала кандидат искусствоведения Ольга Баженова:
- Это была действительно научная экспедиция, - рассказывает она. - Дмитрий Михайлович зарисовывал и католические, и протестантские реликвии. Струков путешествовал по Белоруссии до 1867 года и оставил для потомков панораму мультикультурного наследия страны.
Струков встречался со столетними старожилами, которые помнили события XVIII века, когда на месте пустырей, частной застройки и костелов еще стояли православные храмы. Это было очень важное открытие. До 1860-х годов россияне представляли Белоруссию как "польскую окраину", бывшую провинцию Речи Посполитой. Даже в Минске на улицах кроме белорусской тогда звучала чаще польская, чем русская речь. И по сей день в историческом центре самые старые храмы католические. Кстати, главный из них - архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии Струков тоже зарисовал. Это одно из немногих зданий, которое со времен художника дошло до наших дней. Уцелела и запечатленная кистью Дмитрия Михайловича Екатерининская, или Свято-Петро-Павловская церковь. Уникальное свидетельство оставлено художником о посещении Спасо-Преображенской церкви в Полоцке: "В соборном храме ничего древнего не уцелело, исключая крест, принадлежащий Святой Евфросинии, находящийся на хорах в помещении бывшей келии преподобной княгини". То есть Дмитрий Михайлович видел оригинал реликвии! Но его замечание о том, что больше ничего "не уцелело", в наши дни опровергли реставраторы, раскрывшие фрески XII века. Дмитрий Сарабьянов, главный искусствовед межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России, руководящий бригадой реставраторов, сообщил об очередной сенсации:
- Раскрыты изображения первых русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба. В этом не было бы ничего необычного, если бы не время их изображения - XII век, спустя немногим более столетия после канонизации. До настоящего времени самые ранние изображения святых братьев датировались XIII столетием. А напротив выявлена фреска с ликом святого мученика князя Вацлава, глубоко почитаемого в Чехии. Его образов в православных храмах немного, а в полоцком Спасо-Преображенском соборе - единственный на территории России, Украины и Беларуси.