В крае подводят первые итоги работы бесплатной виртуальной торговой площадки, организованной на сайте министерства сельского хозяйства Ставрополья. И пока особого оптимизма они не внушают: большинство крестьян игнорируют интернет-торговлю, предпочитая искать покупателей по старинке.
Об инициативе ставропольских чиновников, призвавших сельхозпроизводителей региона размещать объявления о продаже своей продукции на электронном ресурсе профильного ведомства, "РГ" уже рассказывала ("РГ" N 116 от 1 июня 2011 года). Вняв жалобам крестьян на трудности с реализацией овощей, зерна и мяса, министерство открыло виртуальный рынок в Интернете. От продавца требовалось указать цену, количество предлагаемого товара, адрес и контактные телефоны. Казалось бы, от желающих разместить такого рода информацию не должно быть отбоя, но, как выяснила "РГ", пока электронной площадкой пользуется всего два десятка хозяйств и фермеров.
Напомним, когда полгода назад новинку только запустили, в разделе растениеводства было 17 объявлений, в разделах животноводческой, овощной, семеноводческой и другой продукции - по два-три. Сейчас картина иная. Количество предложений о реализации пшеницы и кукурузы увеличилось втрое, говядины, баранины - вчетверо, но, как оказалось, в общей сложности продавцов всего 20, просто вырос предлагаемый ими ассортимент. Например, СПК "Колхоз имени Ворошилова" Труновского района отметился почти во всех разделах сайта с традиционным сельским набором - зерном, мясом, семенами.
- Пшеницу и кукурузу продавать в Сети нет смысла, хотя пытаемся, - рассказывает директор СПК Сергей Таранов. - Электронная площадка больше нужна для привлечения покупателей из дальних регионов, но тратиться на доставку нашего зерна, допустим, в Екатеринбург, невыгодно. Уральцев и сибиряков транспортные расходы также не устраивают, они ищут предложения поближе. Семена тоже не идут. Через Интернет хорошо продается мясо, ведь в некоторых регионах свиноводство оказалось на грани уничтожения из-за африканской чумы. Потребность в баранине в стране тоже с каждым годом растет, а овцеводство развивается далеко не везде так успешно, как на Ставрополье. Поэтому мы получаем "мясные" заказы из Тамбовской, Волгоградской, Новгородской областей, Подмосковья и других регионов.
По словам Таранова, он будет наращивать количество предложений на сайте, особенно по баранине, потому что сейчас это наиболее перспективное направление.
Еще один старожил торговой площадки - животновод Магомед Магомедов из села Александровского. В июне он жаловался "РГ", что толку от электронной торговли - никакого. Мы поинтересовались мнением Магомедова полгода спустя.
- Эффект есть. Нас теперь многие знают. Приезжают за говядиной и бараниной с мясокомбинатов Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, словом, продукция все больше востребована, - рассказал фермер. - Количество клиентов растет, а мы на это пока не потратили ни копейки.
Продолжает пользоваться электронным ресурсом и хозяйство "Шпаковское". По словам генерального директора Вячеслава Голосного, эффект от размещения виртуального объявления о продаже картофеля они ощутили сразу. Выращенный на Ставрополье "второй хлеб" пользуется спросом в других субъектах страны.
Тем не менее, организовывая торговлю в Сети, чиновники планировали охватить ею гораздо большее количество сельхозпроизводителей. Сегодня ставропольский интернет-рынок на сайте профильного министерства практически единственный в стране, но растениеводы и животноводы аграрного региона не стремятся предлагать здесь свою продукцию. Активные пользователи Сети объясняют это инертностью крестьянского мышления. Большинство продавцов из глубинки по-преж- нему уверены: гораздо продуктивнее с глазу на глаз договориться с реальным покупателем, чем терять время на поиски виртуального.
Игорь Журавлев, министр сельского хозяйства Ставропольского края:
- К сожалению, торговая площадка на сайте министерства пока не завоевала популярности, на которую мы рассчитывали. Во-первых, большинство крестьян недостаточно информировано о виртуальной форме реализации продукции. Во-вторых, новому всегда трудно пробить дорогу, тем более на селе. Как только в районах завершатся полевые и ремонтные работы, министерство сельского хозяйства края для популяризации виртуальной торговли соберет на первый обучающий семинар всех руководителей сельхозпредприятий, крестьянско-фермерских хозяйств и фермеров. Сейчас в основном все крупные хозяйства располагают информационными ресурсами, чтобы самостоятельно размещать свои предложения. А те, у кого нет такой возможности, могут обращаться в министерство, мы поможем. Со временем крестьяне убедятся: продажа овощей, мяса и зерна на сайте - не замена традиционных методов торговли, а электронное подспорье к ним. Торговая площадка призвана помочь сельхозпроизводителям из глубинки выйти на более масштабный рынок, повысить конкурентоспособность их продукции, о которой может узнать значительно больше людей. Сайт - это своего рода "окно", открытое для каждого покупателя из любого региона страны. Мы будем и дальше популяризировать "электронный рынок". В перспективе планируем обеспечить доступ к нашему сайту зарубежных пользователей.