Рачик Петросян: Новые законы обеспечат прозрачность приватизации

Доходы бюджета России от приватизации государственных активов, по данным минэкономразвития, в 2012 году должны составить 300 миллиардов рублей, а в 2013-м увеличиться до 380 миллиардов рублей. Вырученные средства должны быть направлены на модернизацию экономики.

На волне большой распродажи государственной собственности не исключены и злоупотребления со стороны чиновников и иных лиц, уполномоченных на организацию продажи. О том, какие меры принимаются правительством Российской Федерации по обеспечению прозрачной и доступной приватизации, рассказал начальник Управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов Федеральной антимонопольной службы Рачик Петросян.

- Рачик Ашотович, какие меры принимаются ФАС России в целях обеспечения равного и недискриминационного доступа к объектам приватизации?

- Сейчас, когда дан старт на расширенную и ускоренную программу приватизации, качество реализации плана приватизации зависит от законодательной базы, регламентирующей проведение приватизации, и деятельности продавцов.

Реальная конкуренция наблюдается там, где нет правового поля для возможных "умышленных" ограничений "неугодных" участников процесса. Поэтому объявление масштабной приватизации в первую очередь потребовало существенного совершенствования и расширения законодательной базы. За 2011 год подготовлены и внесены изменения в закон о приватизации и подзаконные акты, регламентирующие процедуру продажи.

- Могли бы вы рассказать более подробно о сути последних изменений в закон о приватизации?

- Последними поправками в закон о приватизации, вступившими в силу 2 августа 2011 года (N 201-ФЗ от 11.07.2011 г.), сокращен и упрощен перечень документов, представляемых покупателями государственного и муниципального имущества (исключено уведомление антимонопольного органа, решение в письменной форме соответствующего органа управления о приобретении имущества, необходимость представления нотариально заверенных копий заменена на копии, заверенные организацией), установлены требования к оформлению пакета документов и, пожалуй, самое главное, установлен закрытый состав документов в составе заявки претендента.

- Какие нормативные правовые акты в сфере приватизации подготовлены с участием ФАС России?

- При непосредственном участии ФАС России разработано постановление правительства РФ от 12.01.2011 г. N 71, которым установлена единая общероссийская процедура продажи государственного и муниципального имущества на всей территории РФ.

Важная новелла заключается в упрощении процедуры заключения договора о задатке посредством механизма публичной оферты в виде размещения продавцом всей необходимой информации на официальном сайте, которая акцептуется подачей заявки и оплатой задатка.

Таким образом, отсутствует необходимость подписания отдельного соглашения о задатке обеими сторонами, что являлось источником злоупотреблений со стороны организатора торгов.

Постановлением правительства РФ от 12.01.2011 N 71 предусмотрена обязанность размещать на официальном сайте информацию об отказе в допуске к участию в продаже в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения.

- Скажите, какие сложности вызывала необходимость заключения отдельного договора задатка?

- Необходимость заключения отдельного договора о задатке в письменной форме в правоприменительной практике создает условия для злоупотреблений со стороны продавца имущества, поскольку требует дополнительного "контакта" потенциального заявителя с организатором торгов, а это всегда чревато последствиями.

Ограничение круга участников с использованием необходимости заключения договора задатка неоднократно становилось предметом разбирательств в антимонопольном органе. Приведу пример. П. при продаже гостиницы "Мелодия" было установлено требование подписания отдельного договора задатка, при этом ответственные лица продавца, имевшие право подписи, находились в Москве, в то время как подача заявок на подписание договора задатка осуществлялась в г. Владимире.

Казалось бы, какой пустяк, заключить договор задатка и оплатить задаток, ведь самое главное впереди участие в торгах... Ан нет, порой такие "пустяки" определяют дальнейшую судьбу торгов. Ведь не секрет, чем больше участников, тем лучше предложения.

25 октября 2011 г. ФАС России признала действия продавца (ФГУП "Ресурс") и организатора торгов (ООО "Информ-юст") нарушившими антимонопольное законодательство (ст.17 Закона о защите конкуренции).

Таких примеров, к сожалению, было много. С введением упрощенного порядка оплаты задатка надеемся увидеть иную картину, более красочную.

- Как вы думаете, в каком направлении должна развиваться в дальнейшем сфера предоставления государственного имущества?

- Следует отметить, что в сфере предоставления государственного имущества за последние годы сделано очень много. Процедуры продажи (конкурс, аукцион, публичное предложение) последними поправками в законодательство о приватизации приведены полностью в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства, что очень важно для единообразия правоприменения.

Но в век информационных технологий будущее видится за электронным взаимодействием. В настоящее время идет работа по подготовке проекта постановления правительства Российской Федерации об утверждении положения об организации и проведении продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме. Мы считаем, что торги в электронной форме должны проводиться по единой процедуре на ограниченном количестве общероссийских электронных площадок, определенных правительством Российской Федерации. Это важно для обеспечения независимости площадок от продавцов, обеспечения высокой ликвидности площадок, открытости и прозрачности процедур и, конечно, важно для осуществления эффективного контроля за операторами электронных площадок. Иначе нас ждет бесконтрольность и резкий рост коррупции.

Если допустить неограниченное количество площадок, мы станем свидетелями слияния продавцов с операторами площадок в коррупционном экстазе. Нельзя допустить, чтобы на липовых электронных аукционах непонятно куда уходило государственное и муниципальное имущество.

К сожалению, не все ведомства поддерживают нас в этом вопросе. При этом разница концепций носит принципиальный характер.

- То есть вы хотите сказать, что последними поправками в законодательство о приватизации отныне включен зеленый свет для потенциальных покупателей государственного и муниципального имущества?

- Очень надеемся на это. Конечно, после существенного совершенствования законодательства, регламентирующего процедуры продажи, для достижения конечного результата приватизации необходимо усилить контроль.

Федеральной антимонопольной службой России ведется работа по совершенствованию контроля за проведением торгов, в том числе при проведении публичных процедур продажи государственного и муниципального имущества, но прежде хотелось рассказать еще об одном важном изменении в действующее законодательство, связанное с продажей имущества.

Важное изменение, о котором стоит сказать, это поправки в постановление правительства Российской Федерации от 06.06.2003 N 333 "О реализации ФОИВ полномочий по осуществлению прав собственника имущества ФГУП".

20 июня 2011 года внесены изменения в это постановление Правительства от 06.06.2003 N 333, согласно которым сделки по продаже имущества осуществляются путем продажи имущества на аукционе в соответствии с порядком, устанавливаемым антимонопольным органом. Буквально на этой неделе ФАС России издан приказ "О внесении изменений в 67 приказ ФАС России" в целях реализации данного постановления и направлен на государственную регистрацию в Минюст России.

Согласно этим поправкам, процедура аукциона, утвержденная приказом ФАС России N 67, применительно к аукционам по аренде также будет распространяться на продажу имущества ФГУП. Естественно, с учетом особенностей, связанныхе со спецификой продажи.

- Сейчас идет бурное обсуждение "третьего антимонопольного пакета", расскажите, какие изменения ожидают участников рынка?

- "Третий антимонопольный пакет" содержит ряд важных поправок, которые направлены, в том числе, на защиту прав и интересов претендентов. Если говорить о поправках, которые имеют непосредственное отношение к продаже имущества, то это прежде всего ускоренная процедура обжалования действий продавцов при организации и проведении торгов, процедуры публичного предложения или продажи без объявления цены. Согласно поправкам при поступлении жалобы на процедурные нарушения при проведении торгов и иных публичных процедур при продаже государственного и муниципального имущества антимонопольный орган обязан в течение 5 рабочих дней со дня поступления жалобы рассмотреть ее и вынести решение по ней.

Эти поправки были подготовлены на основе анализа поступивших в антимонопольный орган жалоб на действия продавцов, который показал, что большинство жалоб связано с нарушением процедуры проведения публичных процедур, несмотря на то, что она четко регламентирована. при наличии четкой регламентации данной процедуры.

Если мы имеем дело с нарушениями при продаже имущества, то в этом случае исход событий зависит от оперативности реагирования, в том числе контролирующих органов, поскольку потом, после заключения договора купли-продажи, очень будет проблематично вернуть имущество обратно. Поэтому поправки в "третий антимонопольный пакет" направлены именно на предотвращение нарушений при проведении торгов и иных публичных процедур до подписания договора.