Несмотря на кризис практики мультикультурализма в западном мире, Азербайджан последовательно проводит политику социальной толерантности, основываясь на сочетании опыта Европы с собственной национальной матрицей мультикультурализма.
Каждая нация, исходя из своего уникального исторического опыта, определяет оптимальные для себя критерии терпимости "к другим", вырабатывает собственные неформальные принципы добрососедства, национальные стандарты межэтнического и межрелигиозного мира. По большому счету ответы, выработанные в этой сфере общественной коммуникации, являются достаточно объективным зеркалом политического самосознания нации.
Говоря об азербайджанской политике, толерантности, нужно учитывать, что она находится в стадии формирования и ей приходится сталкиваться с непростыми задачами. Социокультурный базис толерантности Азербайджана двадцатилетней давности был деформирован, а в каких-то социальных сегментах попросту разрушен. Роковыми в этом смысле факторами стали крушение советского интеркультурализма и совпавший по времени армяно-азербайджанский межэтнический конфликт.
Затем, на ранней стадии становления новой азербайджанской государственности, традиции советской толерантности были во многом разрушены под воздействием отъезда части населения, произошедшей в 1990-е годы. Оставшиеся в стране представители азербайджанского интеллектуального сообщества столкнулись с еще одним следствием того кризиса - фактором внутренней миграции в столицу беженцев, пострадавших в карабахском конфликте, а также миграцией из депрессивных аграрных областей, оказывавших определенное влияние на городскую культуру Баку. Как и во многих других постсоветских странах, на фоне экономических и социальных трудностей в 1990-е годы ощутимо наблюдались признаки падения общего культурного уровня населения. Восстановить его, поднять до современных стандартов добрососедства и толерантности, затянуть душевные раны войны - эта гуманитарная задача оказалась более трудной, чем поднять экономику и восстановить социально-политическую стабильность. Однако для поступательного развития процесса модернизации страны эта сфера имеет фундаментальную значимость.
Политика национального строительства, заложенная общенациональным лидером Гейдаром Алиевым и успешно реализуемая президентом Ильхамом Алиевым, как раз и базируется на понимании высокой значимости толерантности и мультикультурного синтеза для будущего страны. Несмотря на частичный провал мультикультурализма в Европе, азербайджанские власти исходят из высокой ценности этого опыта, являющегося одним из условий сохранения стабильности государства, повышения уровня мирового престижа Азербайджана, залогом поступательного развития страны.
Первый синтез культурной матрицы азербайджанской нации и специальных усилий властей в проведении данной политики был осуществлен в период правления Гейдара Алиева. Наглядным примером в этом плане является политика в отношении русского языка. Закрепление сфер распространения русского как основного языка в печатных и интернет-СМИ, сохранение русской речи в качестве второго после азербайджанского языка средства межнационального общения привело к тому, что Азербайджан сегодня единственная страна на Южном Кавказе, где русский язык имеет наиболее крепкие позиции.
Высокий уровень толерантности в том или ином обществе является одним из показателей уровня цивилизационного развития государства. Терпимость и взаимное уважение в конечном итоге это продукты, рожденные многовековым опытом развития, путем проб и подчас жестоких ошибок.
Азербайджан, переживающий сегодня одну из самых интересных страниц своей истории, исторически складывался и развивался как страна, где веками мирно сосуществовали различные народы, нации и религии, где сливались культуры, где не было места взаимной ненависти. Азербайджану органично присущи ценности терпимости, как ни покажется парадоксально в силу геополитического расположения страны. В сущности, все пространство западной части бывшей Российской империи, включая Кавказ, благодаря предшествующим историческим волнам модернизации уже повернуто лицом в сторону Европы. Это одна из отличительных черт нашего общего культурного, исторического, цивилизационного наследства. Для всех народов западной части СНГ Европа служит важнейшим источником идей развития, привычек, а также политических смыслов и стратегий. Каждая страна при этом пользуется этим источником по собственному усмотрению и в силу собственного понимания суверенных потребностей и перспектив.
Азербайджану в этом смысле повезло: страна развивалась между двумя мощными цивилизационными центрами: на северо-западе - Россия, на юго-западе - Турция. Внутренняя близость к этим цивилизациям, вращающимся, несмотря на все оговорки, все же на европейской орбите, позволяла азербайджанцам уже на заре своей независимости не только учиться на ошибках, но и использовать достижения соседей для модернизации традиционных социальных установок.
Особое положение державы, пребывающей в поле "тяготения" двух великих стран при непосредственном влиянии Европы, породило неподдельный интерес азербайджанской интеллектуальной элиты к прогрессивным социально-экономическим трансформациям. Сейчас не так часто вспоминают, что Баку в Российской империи называли не иначе как "маленький Париж". Учитывая, что этот "Париж" уже давно вырос и сейчас нашел собственное место в глобализированном мире, находясь при этом в центре традиционно исламского региона - на западной границе центрально-азиатских и на восточной границе европейских культур, - просто поражаешься столь уникальному феномену. Особенности уникальной социально-политической матрицы Баку еще предстоит изучать будущим историкам, однако именно она определила комплекс представлений об азербайджанцах как о людях, уважающих другие культурные и религиозные традиции...
В ходе начальных этапов политической модернизации, инициированной Ильхамом Алиевым, азербайджанская элита пришла к пониманию того, что толерантность является не только элементом социальной модернизации, но и прямым воплощением социально-политических прав человека. Условный коэффициент толерантности влияет на международные рейтинги страны, становится элементом международного престижа, одним из показателей привлекательности инвестиционного климата. Уровень толерантности общества может влиять на внешние оценки открытости рынка, на уровень туристической привлекательности. Важный фактор, требующий постоянного внимания к проблемам толерантности, - приток внешней трудовой миграции в Азербайджан. С этим новым для себя явлением Азербайджан столкнулся в процессе развития нефтегазовых проектов, приведшем, в свою очередь, к расширению внешней торговли, мощному взаимодействию с окружающим миром, вовлечению в процесс глобализации. Все это требует постоянно решать вопросы гармоничной интеграции приезжающих в Азербайджан на долгие сроки людей в сложившееся в стране общество с многовековыми культурными традициями.
Развитие толерантной среды, присущей урбанизированному Баку, по всему Азербайджану и за его пределами в диаспоральной среде - это долгая и кропотливая работа. Азербайджанское правительство ведет ее по нескольким направлениям.
Первое. Работа с азербайджанской диаспорой за рубежом. В этом плане за последнее время наметился акцент на молодежные студенческие неправительственные организации, концентрирующие выходцев из Азербайджана по всему миру (в России наиболее значимая организация - АМОР, в Евросоюзе активно работает организация ASAIF). Речь идет о практическом воплощении концепции цивилизационного моста между азербайджанскими гражданскими организациями, действующими во многих странах мира. Они призваны показать доселе мало известные за рубежом черты азербайджанской культуры. В частности, недавно созданная инициативная группа азербайджанских женских организаций в Европе вносит большой вклад в создание привлекательного образа современной азербайджанской женщины, меняя таким образом на Западе представления о роли женщин в светских государствах с исламской культурой. Работа азербайджанских студенческих и диаспоральных организаций за рубежом придает новый импульс динамике социокультурного взаимодействия азербайджанцев и представителей других наций и народностей.
Второе. Работа в международных гуманитарных организациях (ЮНЕСКО, МФГС и других). Азербайджан активно выступает за сохранение как своего этнического наследия, так и наследия других народов на своей земле. Эта политика активно продвигается первой леди страны, президентом Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой. На постсоветском пространстве Баку выступает сторонником интенсификации гуманитарных и образовательных контактов, выступает за создание более совершенной нормативно-правовой базы для развития науки и образования в СНГ. По опыту проведения научных конференций, летних лагерей и школ с участием зарубежных студентов (в частности, в Габалинском районе) наглядно можно увидеть, что Азербайджан готов и может на высоком организационном уровне создавать системы академической мобильности, активизировать студенческие и научные обмены.
Третье. Международный обмен опытом в сфере добрососедства, толерантности и веротерпимости. В апреле 2010 года в Баку состоялся межрелигиозный саммит, где собрались порядка 150 религиозных лидеров из 35 стран мира, включая Армению. Мероприятие показало, что Баку удалось добиться не только сохранения, но и развития в новой качественной плоскости исторически сложившихся культурно-духовных связей Азербайджана с различными странами мира. В Баку религиозные лидеры заняли единую позицию против экстремистских, радикальных и сепаратистских сил, противостоящих территориальной целостности и безопасности государств. Серьезным вкладом в нормализацию отношений между Азербайджаном и Арменией стала встреча главы Русской православной церкви Кирилла, председателя Духовного управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде и католикоса всех армян Гарегина II. По итогам встречи религиозные лидеры Азербайджана, Армении и России подписали совместную декларацию.
Состоявшийся в октябре международный гуманитарный форум "XXI век: надежды и вызовы" ярко продемонстрировал интерес участников к достижениям Азербайджана в этой сфере. Как подчеркнул Ильxaм Aлиeв: "Наш опыт показывает, что у мультикультурализма есть будущее и нет альтернативы. Альтернативой мультикультурализму является самоизоляция". Глава Российского государства Дмитрий Медведев в послании к участникам форума также акцентировал важность гуманитарного сотрудничества, справедливо назвав его "мягкой силой, так как она помогает устранять барьеры в диалоге цивилизаций, объединяя страны и народы на основе ценностей справедливости и толерантности, солидарности и взаимоуважения".
Четвертое. Работа с молодежью. Главная задача в реализации политики толерантности - работа с молодым поколением страны (средний возраст девятимиллионного населения составляет 31 год). В Азербайджане по различным пунктам начала реализовываться государственная программа "Молодежь Азербайджана в 2011-2015 гг.". Планируется создание Фонда молодежи. Кроме того, в будущем году один из городов в регионах Азербайджана будет объявлен городом молодежи, после чего там запланировано претворение в жизнь различных проектов молодежного развития. Один из них связан с экологическим воспитанием и поддерживается Фондом Гейдара Алиева.
Комплекс вышеперечисленных мероприятий не исчерпывает, разумеется, всей политики азербайджанских властей, формирующей плюралистичное представление азербайджанцев о других культурах и традициях, а также пропагандирующей принципы открытости азербайджанской культуры для внешнего мира. Главными агентами, т.е. носителями принципов межкультурного и межрелигиозного диалога, в Азербайджане по-прежнему остаются представители творческой интеллигенции, пользующиеся моральным авторитетом не только внутри страны, но и за пределами. Качественные плоды проводимой сегодня политики азербайджанской толерантности поспели в полной мере, и в сознании наиболее продвинутых слоев общества уже существует образ азербайджанца будущего - гражданина своей страны, имеющей множество этнических соцветий, не распадающихся на отдельные сегменты.