Негосударственные пенсионные фонды как основные проводники накопительной пенсионной системы соединяют в себе конкретную социальную функцию и 1,1 трлн рублей нарастающего финансового ресурса. Однако в силу ряда причин, связанных, в первую очередь, с действующим пенсионным законодательством, НПФ практически не рассматриваются в качестве серьезного инвестиционного источника для развития проектов социальной инфраструктуры. А жаль.
Не надо забывать, что социальная инфраструктура это не только показатель общественного развития, но и колоссальный рынок социальных услуг, требующий, с одной стороны, существенных инвестиционных вливаний, а с другой - обладающий оправданным с экономической точки зрения потенциалом роста. Если обратить внимание на международный опыт, становится очевидно, что инвестиционные стратегии многих зарубежных фондов уже сейчас начинают активно формировать сектор рынка, ориентированный на социальные услуги населению разных возрастов.
А начинать можно с конкретных вещей - например, с улучшения качества жизни уже нынешних пенсионеров. Известно, что в последнее время процент пожилого населения во всем мире растет и вскоре, возможно, именно этот фактор будет задавать новые ориентиры в экономике большинства развитых стран. Российский рынок НПФ как социально-финансовый институт готов идти в ногу с мировыми тенденциями, обеспечивая точечные вложения в социальную инфраструктуру, с видимым эффектом отдачи для населения уже на этапе реализации проектов.
Например, НПФ "БЛАГОСОСТОЯНИЕ" на текущий момент в качестве перспективных направлений инвестирования рассматривает и частично уже реализует такие социально значимые проекты, как: развитие современных комплексов медико-социального обслуживания старшего поколения; строительство физкультурно-оздоровительных центров в регионах. Отдельной интересной нишей, находящейся в стадии своего формирования, является рынок ритуальных услуг, а также строительство коммерческих роддомов и перенатальных центров - с доступными качественными услугами.
Такие возможности НПФ, конечно, не отменяют обязательной государственной поддержки огромного числа бывших тружеников, которые либо уже находятся на заслуженной пенсии, либо в рекордном количестве выходят на пенсию сегодня. Поддержка должна осуществляться через адресность льгот, исходя из конкретных потребностей граждан. Что касается будущего поколения пенсионеров - то основная обязанность государства перед ними - обеспечить возможность качественной жизни на пенсии за счет самостоятельного формирования собственных пенсионных накоплений на протяжении их трудовой жизни.
Среди основных шагов к созданию оптимальной пенсионной модели, эффективно использующей инвестиционный ресурс НПФ: закрепление и совершенствование обязательного накопительного компонента в системе ОПС - с возможным введением взноса самого работника; закрепление принципа сохранности пенсионных взносов на момент обращения клиента за назначенной пенсией; расширение возможностей НПФ и управляющих компаний в инвестировании средств пенсионных накоплений, включая инвестиции в инфраструктурные отрасли.
Таким образом, рост благосостояния на будущей пенсии уже сейчас может создавать видимый экономический эффект, обеспечивающий социальное спокойствие и уверенность общества в завтрашнем дне.