В Москве хотят повысить в 2 раза пропускную способность аэропортов

Повысить пропускную способность столичных аэропортов в два раза можно за счет введения новой структуры полетов в московской воздушной зоне.

Через два года она должна начать функционировать в полном объеме. Безопасность полетов при этом не пострадает, уверили в Росавиации. Наоборот, будут исключены маршруты, когда один самолет взлетает, а другой идет в аэропорт на посадку. То есть движение судов в небе не будет пересекаться между собой, пояснил, отвечая на вопрос "РГ", директор института Аэронавигации Сергей Пятко. И напомнил, что сейчас 60 процентов всех авиарейсов проходит через Московский авиаузел, а с реконструкцией и строительством взлетно-посадочных полос число взлетов и посадок увеличится.

В советское время каждый из аэропортов столичного авиаузла был ориентирован на свою часть света. Из Шереметьево летали на север, из Домодедово - на юго-восток, из Внуково - на запад. Но тогда работал только один перевозчик и было легко регулировать рейсы по географическому принципу, отметил Сергей Пятко.

Сейсчас авиакомпаниям невыгодно платить за обслуживание и базирование в каждом из трех московских аэропортов и летать по тому или иному направлению из каждого из них. После долгих переговоров было достигнуто соглашение между перевозчиками и диспетчерскими службами, что ориентировка на географическое направление останется, то есть те самолеты, которые летят, например, из Домодедово на юго-восток будут сразу взлетать в этом направлении. Кто держит курс на запад, сначала вылетят из этого аэропорта в юго-восточном направлении. А потом развернутся в буферной зоне и полетят на Запад. Хотя это сделает маршрут длиннее, увеличит расход топлива, но экономические потери от ожидания вылета, задержки рейса больше, отметил Сергей Пятко. Предлагается создать три зоны разделения воздушного пространства. Первую - "транзитную", где осуществляются полеты транзитных воздушных судов на крейсерских эшелонах, 9,45 тысячи метров и выше. Вторую - "буферный слой", где осуществляется снижение прилетающих самолетов (высота 8,25 тысячи - 9,15 тысячи метров). Третью - "прилет-вылет", в которой производится снижение для захода на посадку, а также набор высоты.

Пропускная способность аэропортов московского авиаузла увеличится со 112 взлетно-посадочных операций в час до 206

Росавиация предлагает ввести разделение потоков воздушных судов для одновременного использования нескольких взлетно-посадочных полос. Для Домодедово предусмотрено разделение потоков воздушных судов для одновременного независимого использования двух параллельных взлетно-посадочных полос. Для Шереметьево - возможность осуществления раздельных операций на параллельных взлетно-посадочных, для Внуково - возможность осуществления раздельных операций на пересекающихся полосах.

Новая структура воздушного пространства разработана с применением передовых технологий и с учетом рекомендаций Международной организации гражданской авиации и Евроконтроля. В результате пропускная способность аэропортов московского авиаузла увеличится со 112 взлетно-посадочных операций в час до 206. Из Домодедово смогут взлетать и садиться 96 самолетов каждый час вместо 45, из Шереметьево - 58, а не 35, из Внуково - 52, а не 32. Введение такой структуры возможно не раньше 2013 года, уточнил замглавы Росавиации Александр Ведерников. Кроме внесения изменений в руководство для летчиков и диспетчеров необходимо провести переговоры с другими ведомствами, у кого в московской зоне есть аэродромы. Начальник управления по организации использования воздушного пространства Росавиации Юрий Токарев напомнил: в регионе много зон ограничения для прокладки маршрутов судов гражданской авиации. Создана межведомственная рабочая группа, она работает над их оптимизацией.