В понедельник на нашем интернет-фестивале "Дубль дв@" - еще одна премьера. Когда программа конкурса была уже сверстана, работа над этой картиной еще заканчивалась.
Но мы ее ждали - она была интересна уже замыслом: документальный фильм по рассказу Леонида Андреева!
"Я боюсь города, я люблю пустынное море и лес", - такими словами начинается этот рассказ "Проклятие зверя". И далее: "Дверей много, а выхода нет - так кажется моей душе, когда попадает она в город, где в каменных клетках, поставленных одна на другую, живут городские люди. Потому что все эти двери - обман. Когда откроешь одну, за ней стоит другая; и когда откроешь эту, за ней видна еще и еще; и сколько бы ни шел по городу, везде ты увидишь двери и обманутых людей, которые входят и выходят. И я боюсь города, его каменных стен и людей его, у которых маленькие, сжатые, кубические души, имеющие так много дверей и ни одного свободного выхода".
Прошу прощения за длинную цитату, но - лучше не скажешь. Это чувство клаустрофобии знакомо каждому горожанину, даже неисправимому урбанисту. Именно это чувство стало сюжетом фильма Евгении Головни "Проклятие №". Оно теперь еще пронзительней, потому что со времен Андреева город изменился, и наша Москва, некогда просторная, светлая и, в основном, добродушная, стала едва ли не самым жестким мегаполисом страны и, возможно, мира. В ней стало трудно дышать, над ней всегда серая шапка испарений, в ней клубится агрессия. И из нее, кажется, действительно нет выхода.
"У оптимиста стакан наполовину полон, у пессимиста - наполовину пуст". Мы видели много крайне, до гламурности, оптимистичных лент, живописующих стеклянные плоскости небоскребов и пляску неоновых огней. Оказалось, те же элементы могут составить образ почти апокалиптический - как это случилось в фильме Терренса Малика "Древо жизни", а еще раньше - в знаменитой ленте Годфри Реджио "Койяанискацци". Примерно такие же эмоции переполняют сюрреалистическую картину Евгении Головни. Она сделана на контрасте античной буколики (счастливые люди на счастливой земле) и эскизов современной Москвы, окончательно утратившей свои классические черты и заменившей их интерьером стандартного супермаркета. Это еще одна сторона документалистики: она вплотную смыкается с игровым кино, и ее предметом становится уже не реальное событие, а взгляд автора на некий уголок реальности. На тенденцию ее развития. Размышление о судьбе Города и Земли.
Автор фильма - представительница славной кинематографической династии, зачинателем которой был великий советский оператор Анатолий Головня, работавший еще с Пудовкиным. Это он снял классические фильмы "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингис-хана", "Жуковский", "Суворов", "Адмирал Нахимов"… Недавно Евгения Головня получила главный приз фестиваля "Профессия - журналист" за фильм "Юрий Щекочихин. Однажды я был", в свое время представленный в пресс-центре "РГ". Ее называют "самым московским режиссером" - она вросла в Москву, ее знает и бесконечно любит, не раз воспела ее в своих картинах. И ей особенно горько видеть, как необратимо меняется бывший "лучший город земли", как быстро он теряет свою живую, неповторимую, веками созданную и расположенную к людям ауру - душу города. По крайней мере, так я понимаю ее фильм.
Дочь Евгении Екатерина представлена в конкурсе картиной "Затерявшияся в полях". Уже когда фильм был отобран для фестиваля, произошли события, сделавшие его злободневным - но это случайное совпадение, и тема его шире злобы дня. Рассказ идет о деревушке в Тверской губернии Перелоги. Деревушка из тех русский селений, которые вымирают: молодежь давно уехала в города, старики доживают свой век, вспоминая прошлое и не надеясь на будущее. Но "свято место пусто не бывает", и вот уже над деревней, - совсем как в замечательном фильме Геннадия Сидорова "Старухи" - разносятся заунывные звуки мусульманских молитв. Как сосуществуют ветераны этой земли и новые поселенцы - таджики, как взаимодействуют две культуры и каким видят деревенские старики ближайшее будущее - об этом тактично и умно рассказывает фильм. Никого никому не противопоставляя, не делая выводов - просто фиксируя текущий момент нашей истории. А думать и чувствовать предоставляет нам, зрителям.
…Фестиваль пересек свой экватор. Зрительский рейтинг прямо от старта взял крутые обороты и задал высокую планку: даже фильмы, которые формально в аутсайдерах, имеют оценки 7 и выше - в мировой Интернет-фильмобазе IMDB такие считаются огромным успехом. Уже ясно, что на финишной прямой будет толкотня: фильмы идут ноздря в ноздрю, каждый получил своих горячих поклонников и свою долю зрительской благодарности. Многие зрители узнали о фестивале случайно и поздно - теперь они просят повторить для них уже снятые с показа картины. Повторить всё, понятно, невозможно. Но после заключительной церемонии, когда будут определены лидеры нашего конкурса, мы снова покажем три фильма, получившие высшие оценки зрителей.