Современные фармацевтические заводы похожи на декорации из фильмов о далеком будущем. Царство сверкающего металла, стекла, подмигивающих цветными глазками приборов-автоматов, стерильная чистота - и минимум людей. Да и те в своей цветной униформе, а порой в защитных очках и респираторах, тоже похожи на операторов какого-то космического цеха.
Современная фармацевтика - область высоких технологий, сложного оборудования и молекулярно-точных расчетов. Кажется, что достигнут предел совершенства. Однако и здесь есть место для новых технологических решений и рационализаторской мысли. В этом еще раз могли убедиться посетители международной выставки "Фармтех", которая на днях прошла в Москве.
При производстве инъекционных лекарств, вакцин, сывороток особой проблемой является обеспечение стерильности - даже одна бактерия, попавшая в ампулу или флакон, способна привести к страшным последствиям. Помимо "чистых" помещений, которые обязательно есть на фармпредприятиях, широко используются и асептические изоляторы. Это боксы, в которых в автоматическом режиме можно разливать лекарства в ампулы, работать с клеточными культурами и т.п. Поступающий туда воздух очищается специальными фильтрами либо заменяется инертными газами, а оператор может работать внутри изолятора лишь через толстые пластиковые перчатки, которые свисают наружу. Британская компания Extract Technology Ltd привезла на выставку свои инновационные изоляторы. "Внутрь особые парогенераторы нагнетают пары перекиси водорода, которые убивают все микроорганизмы, - поясняет сотрудник компании Кристиан Дон. - Так что загрязнения просто исключены".
Этим же целям служит и новая конструкция пробок для флаконов, предложенная международной компанией West Pharmaceutical Services. Многим приходилось держать в руках флакончик с лиофилизированными препаратами, то есть высушенными в условиях вакуума вакцинами, сыворотками, бактериофагами и т.п. После розлива их закупоривают резиновой пробкой, а после сушки еще и закатывают алюминиевым колпачком - так обеспечивается стерильность. Но примерно 1-2% пробок закрываются неплотно, внутрь могут попасть влага или микробы, что очень опасно. Компания предложила пластиковый колпачок, который надевается вместе с резиновой пробкой и за счет вакуума притягивается и плотно защелкивается.
Казалось бы, что может быть традиционнее штамповки стеклянных флаконов для лекарств? Технология старинная, литые флаконы прочнее и надежнее пузырьков из стеклянной трубки, но и у них есть недостатки: стенки толстые и неровные. Даже если дозатор разливает лекарство абсолютно поровну, на вид его уровень разный - а это серьезный брак. Итальянская компания "Бормиоли Рокко" создала новую технологию литья, которая сделала стенки намного тоньше и ровнее. При этом все достоинства литого флакона сохранились.Серьезная проблема фармпроизводства - работа с порошками. Это сырье может быть весьма опасным для персонала, даже если в дыхательные пути попадет всего несколько частичек. Французская компания De Dietrich Process Systems показала на выставке новый вакуумный насос для загрузки порошков, который исключает всякий их контакт с персоналом. "Она просто монтируется, быстро переналаживается на любые емкости", - поясняет сотрудник московского представительства Сергей Грабовский. К сожалению, большинство инноваций представлено на выставке зарубежными компаниями. Российских разработок - единицы, предприятиям попросту не хватает средств на серьезный НИОКР. Но есть и настоящие прорывы. Так, российская компания Rolstech показала систему контроля фармкодов, которая полностью исключает возможность ошибки при упаковке лекарств. Случаи, когда в аптеке купили коробочку с одним названием, а внутри оказалось что-то совсем другое, не редкость. Иногда такие ошибки могут закончиться серьезным ущербом для здоровья, а то и смертью. "К сожалению, от этой ошибки не застраховано ни одно фармпроизводство, - рассказывает директор компании Владимир Ройзман. - Происходит такое часто, просто предприятия стараются как можно быстрее ликвидировать последствия, изымают такую продукцию".
Проблема обострилась, когда наши предприятия начали заниматься маркетингом. Если раньше упаковки лекарств отличались размерами и цветами, то сегодня многие предпочитают формировать имидж своей продукции, унифицируя и то и другое. Проконтролировать, не попали ли блистеры с лекарством или ампулы в "чужую" коробку, глазами практически невозможно. До сих пор решением была установка очень дорогого импортного оборудования.
"Но у многих компаний на это денег нет, - продолжает Владимир Ройзман. - Вот мы и прописываем так называемые СОПы (стандартные операционные процедуры. - Прим. ред.), но их ведь должны выполнять люди. А люди могут ошибаться. А мы сделали небольшой прибор, который устанавливается на любой машине любого года выпуска. Сканеры считывают информацию с этикетки, аннотации и коробки, а программа постоянно сравнивает ее, причем на скорости 600 упаковок в минуту. Когда обнаруживает ошибку, останавливает машину, подает световой и звуковой сигналы. Ошибка просто исключена".