Ни один сектор транспортной отрасли за последние 10 лет не развивался такими темпами, как инфраструктура морских портов. И хотя сами по себе порты не являются видом транспорта, здесь стыкуются железнодорожные и морские пути, автомобильные дороги. В любой цивилизованной стране через морские порты переваливается львиная часть грузопотоков.
К сожалению, как отметил глава Росморречфлота Александр Давыденко на форуме "Морские порты - стратегия развития", наши порты пока не выдерживают конкуренции с зарубежными. Причин две: мелководье в акваториях или подводящих к портам каналах, где постоянно приходится проводить дноуглубительные работы, и сложная обстановка зимой, вынуждающая портовиков содержать ледоколы. Расходы, разумеется, учитываются в тарифах. Впрочем, другие участники форума добавили к этим проблемам и волокиту с прохождением пограничных и таможенных формальностей, которое затягивается чуть ли не на сутки, из-за чего судовладельцы несут убытки, исчисляемые десятками тысяч долларов.
Тем не менее за последнее десятилетие переработка грузов в российских портах выросла в 3 раза и в 2011-м, по прогнозам, достигнет 540-550 млн тонн. По словам исполнительного директора Ассоциации морских торговых портов России Серика Жусупова, пока основную долю в перевалке занимают наливные грузы (в 2010 году из 526 млн тонн - 315 млн т налива), а ориентироваться необходимо на обработку контейнеров, в которых весь цивилизованный мир уже давно возит и зерно, и удобрения, и металлы.
При необходимом финансировании со стороны всех инвесторов в рамках выполнения Транспортной стратегии к 2030 году грузооборот наших морских портов может достичь1,6 млрд тонн. Так, в Северо-Западном регионе объем перевалки через 20 лет намечено довести до 550 млн тонн, акцент - на дальнейшее развитие портов Высоцк, Приморск, Усть-Луга. На Юге портовики делают ставку на новый порт Тамань, "заточенный" под сухие грузы. Северные порты возьмут на себя до 116 млн тонн перевалки при условии строительства порта Сабетта в Обской губе в рамках проекта Ямал СПГ. Кроме того, Мурманскому порту необходим новый угольный терминал. А рядом, в Териберской губе, планируется возвести порт по перевалке СПГ. С нынешних 208 млн до 307 млн тонн предстоит увеличить мощности и дальневосточных портов.
Министр транспорта Игорь Левитин обратил внимание участников форума, что при реализации амбициозных планов портовикам необходимо четко координировать свои действия с железнодорожниками: "Что толку вводить новые терминалы, если к ним нельзя будет подъехать?" Впрочем, есть и обратный прецедент, когда железнодорожный подход, "съевший" 3 млрд государственных средств, остался без работы, поскольку каспийский порт Оля с 2004 года так и не вышел на проектную мощность перевалки.