Фестиваль назывался "Геометрия: 10 лет правильной музыки". Это был, наверное, самый представительный рок-фестиваль после "Нашествия". Но теперь, как и водится в декабре, группы собрались уже в закрытом помещении - во вместительном клубе "Хлеб". Десять рок-команд и солистов, для которых эксперименты и творческие идеи значат не меньше, чем собственные места в хит-парадах.
Среди тех, кого особенно ждали зрители, оказались классики питерского рока "АукцЫон", выпустившие осенью свой, наверное, самый бесшабашный, лихой и безмятежный альбом "Юла". Новые открытия Северной столицы - бойкая и привлекательная девичья группа "Ива-Нова". А также - первооткрыватели российского рок-авангарда "Вежливый отказ", чей лидер Роман Суслов последние годы жил в глубинке. Работал директором совхоза, разводил лошадей, а на концерты в родную столицу выбирался лишь в сельский "не сезон"...
В нынешнем фестивале прибыли участвовать группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Минска, Самары. А зал оказался заполнен под завязку, хотя цена билетов была строга - 1000 рублей. Но уж больно нечасто на одной сцене собираются сразу столько коллективов, чье творчество как раз и относится к числу тех, которые двигают вперед развитие современной рок-музыки, наполняют ее свежими идеями и экспериментами.
Новая звезда - Ксения Федорова - исполнила на "Геометрии" женскую томную психоделику: полутона, эмоции, спонтанное ощущение реальности. Мелодии и темы играли при этом вторичную роль. А ведущую - импрессионизм чувств и гармоний. Эдакий непредсказуемый минимализм. Даже инструмент для Федоровой-младшей потребовался лишь один - синтезатор. А вышедшие следом звезды питерского рока еще с эпохи рок-клуба "Выход", напротив, известные сибариты и повесы. Мастера сарказма и бузотерства. За сольные партии помимо гитары отвечали уже виолончель и контрабас. А в последней песне на сцену с флейтой выбрался и бывший участник "Выхода" Олег Сакмаров. В конце фестиваля он спел и во главе собственной группы Сакмаров-бэнд, играющей софт-рок. Абсолютно не похожий на ту музыку, что лидер играл прежде в составах "Аквариум" и "Наутилус Помпилиус". Причем, как и в "Сакмаров-бэнде", многие музыканты вынуждены работать где-то еще. Анатолий Погадаев приехал на сцену одним из последних, когда списки групп уже убрали. Обозревателю "РГ" пришлось самому проводить самобытного лидер-гитариста "Зерен" и "Сакмаров-бэнда". По дороге он разводил руками: "Задержали на работе, увы..." А в ответ на мое недоумение, объяснял: "Приходится работать таксистом, на музыку-то ведь не проживешь..."
На фестивале состоялись и очередные премьеры. Самарская группа "Дом Кука" презентовала диск "Вирус джаза", где заинтриговала публику затейливыми треками и приглашенной вокалисткой. А "Вежливый отказ" праздновали выпуск нового тиража своей классики - "Коса на камень". Пока они настраивались, ведущий вечера Василий Шумов (некоторые девушки пришли, чтобы полюбоваться на то, как лидер "Центра" смотрится в костюме и сыплет музыкантскими байками - теперь уже в роли конферансье) вспоминал, как выступал на одной сцене с "Вежливым отказом". Мол, тогда "у группы был шоумен, который играл на скрипке, а иногда и бил по ней куском сырого мяса". И, осторожно отодвинувшись в сторону, поинтересовался: "Теперь подобного не будет?!". В этот раз уже не было: Суслов и компания начали с песни, посвященной Льву Толстому, а потом разыграли на сцене свою собственную войну и мир: с пространными соло, диссонансами, резкими сменами ритмов и настроений...
В итоге фестиваль растянулся на семь часов. Завершал "Ночной проспект", как водится - ночью. Помимо хитов, Алексей Борисов со товарищи сыграли две новые песни, где переплелись любимые стили группы - от твиста до нойза и манчестерской волны. Чтобы и под занавес фестиваля подтвердить, что история "правильной музыки" обязана продолжаться.