В условиях глобальной нестабильности, которая наступила на мировых финансовых рынках, достаточно актуально встает вопрос: каким образом финансовые системы СНГ должны взаимодействовать, чтобы противостоять негативным процессам, происходящим на территории Европы.
Сейчас опыт развития банковских систем Содружества становится все более интересным, поскольку происходят серьезные сдвиги в восприятии экономик стран СНГ и, естественно, их финансовых систем. В первую очередь, безвозвратно уходит та модель, когда Европа рассматривалась исключительно как кредитор, а финансовые структуры СНГ - как заемщики.
Скажем, финансовая система Азербайджана стремительно развивается и уже выступает как активный игрок по целому ряду региональных проектов. И перед ней стоит дилемма, не у кого и сколько занять, а в какой форме участвовать в том или ином проекте. Да и к России обращаются с просьбой рефинансировать государственные задолженности некоторых стран Евросоюза.
Прошедший в Австрии V Венский финансово-экономический форум СНГ и Восточной Европы "Финансовые рынки СНГ: новые возможности инвестиционной и инновационной стратегии развития стран Содружества" явился дискуссионной площадкой, где обсуждались проблемы, которые возникают между банковскими системами СНГ. В частности, степень проникновения иностранного инвестиционного капитала в банковские системы Содружества и Восточной Европы. В целом ряде стран Восточной Европы национальные банковские системы были поглощены транснациональными европейскими банками. И то, что вначале выглядело как некое благо - доступ к дешевым и длинным деньгам, возможность быстро получить технологии, - в условиях кризиса обернулось проблемой. Ибо когда материнские банковские структуры начали испытывать большие сложности с ликвидностью либо с рейтингами, они начали быстро решать свои вопросы за счет дочерних структур. Так, в России "дочки" иностранных банков активно скупали доллары с внутреннего рынка, дабы подтвердить ликвидность материнских компаний. ки начали активно скупать доллары с внутреннего рынка. И это также помимо других негативных факторов сказалось на устойчивости курса рубля. Польза от интеграции с международными финансовыми институтами не должна входить в противоречия с национальными программами экономического развития.
С другой стороны, ФБС СНГ с большим интересом следит за теми процессами, которые идут в банковских системах Содружества. На венском форуме была вручена очередная премия "Платиновый ключ" наиболее успешному институту стран СНГ - "Банку де Экономи" Молдовы. Банковские системы не ведущих (с точки зрения финансов) стран СНГ обречены искать интенсивные способы своего развития. Здесь внедряется целый ряд новых технологий работы с населением. Население Молдовы отличается достаточно высокой подвижностью, молдавские специалисты присутствуют на рынках труда России, Западной Европы. И сопровождение экономически активной части граждан Молдовы современными финансовыми инструментами - сильная сторона "Банка де Экономи".
В прошлом году такая премия вручена Международному банку Азербайджана, который достиг впечатляющих результатов в карточном бизнесе, работе с пенсионными фондами. Плюс ко всему этот банк активно развивает дочернюю сеть в России, странах Персидского залива, в Германии (Франкфурт-на-Майне). И такие банки постепенно становятся ядром Международных финансовых центров.
Активна роль российских банков на территории Украины. ВТБ 24 через дочернюю структуру привлек сотни миллионов долларов в экономику Украины, а Внешэкономбанк приобрел украинский Проминвестбанк, один из крупнейших в этой стране, и фактически спас его от печальной участи. И таким образом украинская финансовая система избежала удара, от которого могла и не оправиться.
Идут переговоры о роли Сбербанка РФ на финансовом рынке Казахстана, где БТА Банк все еще не закрыл историю с дефолтом по международным обязательствам.
Эти вопросы крайне важны, поскольку "огородиться" от чужих проблем в отдельно взятой стране не получится. Любая финансовая нестабильность у соседей приведет к социальной нестабильности, а она в условиях формальных границ очень быстро перекочует на наши улицы.
С 1 января 2012 года, когда будет создано Единое экономическое пространство, взаимозаменяемость банковских систем станет еще более высокой.
Отдельный вопрос - сопровождение торговых сделок. С учетом того, что в белорусской экономике идут непростые процессы, связанные с девальвацией национальной валюты, возникают проблемы у российских, украинских компаний, которые имеют дело с белорусским потребителями и производителями. Возникает потребность ускоренного оборота наличности, и здесь ФБС СНГ также прорабатывает вопрос привлечения российских финансовых институтов для решения стоящих перед белорусскими экспортерами и импортерами задач.
Актуален на повестке дня и вопрос роли национальных валют. Безусловный авторитет доллара и евро привел к тому, что подавляющая часть сделок между странами СНГ номинируется в этих валютах. При этом принижается роль национальных валют, появляются дополнительные издержки в виде курсовых разниц при переводе одной валюты в другую, а потом в третью. Впрочем, все это выглядело достаточно надежно до кризиса 2008 года. Сейчас же, чуть ли не при ежедневных скачках евро и доллара, нам необходима единая региональная валюта, которая помогала бы напрямую вести транзакции между компаниями стран СНГ.
Будет ли это некая виртуальная валюта для межбанковских операций или вполне осязаемая для всех граждан СНГ, сейчас обсуждается. Есть несколько проектов, в частности, появления валюты под названием энергорубль или евраз. В принципе, единой региональной валютой мог бы стать и российский рубль. Хотя при его введении в этом качестве существуют определенные политические и экономические издержки. Ведь чтобы стать региональной, эта валюта должна иметь хороший прогнозируемый горизонт по своему курсу. А последние скачки курса рубля, к сожалению, не приносят дивидендов этому проекту.
С другой стороны, при товарообороте между Россией и Белоруссией объем сделок в российском рубле в последнее время увеличивается кратно. То же самое и с Казахстаном. Украина часть сделок номинирует в рублях.
Но пока, на мой взгляд, рано говорить о рубле, как региональной валюте. Рейтинг России напрямую влияет на рейтинг национальной валюты. До кризиса РФ стояла на пороге того, что ей вот-вот присвоят инвестиционный рейтинг, это автоматически давало возможность пенсионным и инвестиционным фондам создавать резервы в этой валюте, и таким образом рубль бы де-факто принимался как основа для расчетов. Нынешние же времена, мягко говоря, не будут способствовать решению этого вопроса.
Еще одна проблема с банкнотными операциями, то есть когда российские банки доставляют рубль банкам СНГ для обменных услуг населению. В этом плане рубль оказался уникальной - со знаком минус - валютой: пересечение границы рублем как товаром обкладывается таможенной пошлиной! Такого, кстати, нет больше ни в одной развитой стране. Это означает, что, попадая в обменные пункты Украины, Молдавии, Таджикистана и т.д., рубль будет стоить дороже. Его уже невыгодно менять на местную валюту. И люди, которые едут в Россию, допустим, на заработки, предпочтут дома купить доллары или евро, а приехав сюда, поменять их на рубли. Ситуация, считаем, абсолютно искусственная. И при поддержке председателя ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова мы с этой проблемой вышли в российские законодательные органы. Снятие такого рода барьера укрепит позиции и авторитет рубля и поспособствует тому, чтобы он стал региональной валютой на полигоне СНГ.
В 1993 году странами СНГ был учрежден Межгосбанк, имеющий статус международного. Он как раз и призван решать имеющиеся вопросы. Там разработана система транзакций в национальных валютах, минуя валюты третьих стран. И сейчас банк решает вопрос наращивания лимитов и мощностей по этим операциям. Есть надежда, что в ближайшее время они будут решены, и мы увидим реально работающий международный финансовый институт на территории СНГ, который будет предоставлять конкурентные услуги всем тем компаниям, которые задействованы в экспортно-импортных операциях. Здесь как раз тот случай, когда уже все практически готово, и этот инструмент должен лишь получить достаточную поддержку со стороны всех стран-участниц