Результаты 60 процентов ревизий Росфиннадзора подтвердили нецелевое, неэффективное или неправомерное расходование средств федерального бюджета на Северном Кавказе.
Как сообщил руководитель территориального Управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ставропольском крае (Росфиннадзора) Геннадий Кутепов на совещании с участием главы Счетной палаты РФ Сергея Степашина, за девять месяцев нынешнего года его ведомство провело 952 проверки в СКФО.
С марта 2010 года на ставропольское теруправление возложены функции координатора и руководителя постоянно действующего методического совета территориальных органов Росфиннадзора в регионах Северного Кавказа. Первые результаты работы показали, что из 134 миллиардов рублей, поступивших из федеральной казны в округ, почти треть (около 50 миллиардов) потрачена с нарушениями.
Нецелевым использованием средств "грешат" в основном получатели бюджетных денег Дагестана (140 миллионов рублей), Северной Осетии (131 миллион) и Чечни (102 миллиона). Неправомерное расходование средств и материальных ресурсов выявлено на общую сумму в 1,8 миллиарда рублей, в том числе в Кабардино-Балкарии (545 миллионов), Дагестане (463 миллиона). Столь внушительные цифры, по словам Кутепова, сложились из-за оплаты по завышенным расценкам еще и завышенных объемов работ.
Немалую лепту в графу "неэффективное использование федеральных денег" (всего по округу эта цифра превышает 4,5 миллиарда рублей) внесли Чеченская Республика (два миллиарда), Ставропольский край (почти один миллиард).
По результатам ревизий сотрудниками теруправлений субъектов СКФО составлен 171 протокол о правонарушениях за нецелевое использование бюджетных средств на сумму в 144 миллиона рублей. Недобросовестным исполнителям бюджетного законодательства выписаны штрафы примерно на миллион рублей, а взыскано всего около 800 тысяч.
- Столь незначительные цифры при солидных объемах нарушений объясняются, как правило, истечением срока давности для привлечения к административной ответственности, - отмечает Геннадий Кутепов. - В этой связи мы внесли в Думу Ставропольского края предложение увеличить этот срок до трех лет (в настоящее время - один год), а также повысить размеры штрафных санкций в отношении нарушителей бюджетного законодательства до 50 тысяч рублей. В действующей редакции эта сумма не превышает пяти тысяч.
Законодательная поправка поддержана краевыми депутатами и направлена для рассмотрения в Госдуму РФ.
Особое внимание Росфиннадзор уделяет реализации приоритетных национальных проектов. Итоги прошедших проверок таковы. Из 13 миллиардов выделенных на эти цели федеральных средств зафиксированы финансовые нарушения на два миллиарда, в том числе по нацпроекту "Образование" - 65 миллионов, "Здоровье" - 748 миллионов, "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" - один миллиард рублей, "Развитие АПК" - 122 миллиона.
А по федеральной целевой программе "Юг России", охватывающей пять из семи субъектов СКФО, проверены траты 4,6 миллиарда рублей, из которых 857 миллионов израсходованы с нарушениями. 85 процентов из них касаются несоблюдения условий софинансирования мероприятий программы из средств бюджетов субъектов и внебюджетных источников.
По мнению Кутепова, повлиять на коррупцию можно, только объединив усилия всех контролирующих органов. Принципиально важно здесь взаимодествие между представителями Росфиннадзора и счетных палат. В настоящее время документы об информационном обмене между этими двумя структурами подписаны в Ставропольском крае, Дагестане, Ингушетии и Чеченской Республике.
- Мы организовали информационный обмен еще на стадии планирования и подготовки контрольных мероприятий, что позволяет не ходить друг за другом по одним и тем же объектам. В режиме он-лайн обмениваемся материалами проверок, советуемся о включении в планы тех или иных организаций, хронически подверженных соблазну по-своему трактовать бюджетное законодательство. В итоге неплохие результаты и у нас, и у коллег из Счетной палаты края, - заявил руководитель Росфиннадзора СК. - К сожалению, подобная связка работает далеко не везде. В Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии таких соглашений нет. В то же время подобные документы открывают перспективы выстраивания единой контрольно-надзорной политики уже на уровне ассоциации контрольно-счетных органов России в СКФО и методического совета территориальных управлений Росфиннадзора. А пока мы раскачиваемся, наши оппоненты придумывают все более изощренные способы обмана государства.
По словам Кутепова, анализ изучения деятельности большинства контрольно-счетных органов муниципального уровня показывает, что практически повсеместно они срабатывают на ноль. В некоторых случаях контролеры политически аффилированы с администраторами местных бюджетов либо являются "ручными" у руководителей исполнительных органов власти.
Сергей Степашин, председатель Счетной палаты России:
- Я полностью согласен с тем, что сотрудникам контролирующих структур надо работать вместе, а не ходить друг за другом. Со следующего года Росфиннадзор и Счетная палата России готовят общий план деятельности. Будем обмениваться информацией и взаимодействовать на всех этапах. Согласен и с тем, что многие контрольные органы зависимы от местной власти. Я против того, чтобы в каждом муниципалитете была своя счетная палата. Нет таких бюджетных средств, чтобы содержать всех этих контролеров, да и нет там соответствующего объема работ. Есть хороший опыт на Ставрополье, в Краснодарском крае и ряде других регионов: создается ассоциация контрольно-счетных органов субъектов Федерации, и муниципальные бюджеты контролируют региональные счетные палаты, этого вполне достаточно.