Петербург принял у себя делегатов Первого инвестиционного партнерского форума, посвященного развитию фармацевтики, биотехнологий и медпромышленности.
Представители власти уже назвали мероприятие "одним из элементов рождения" фармкластера Петербурга, однако некоторые эксперты отмечают, что создание кластера, как и реализация общероссийской отраслевой стратегии "Фарма-2020" может затянуться из-за внешних мировых и внутренних российских причин.
Поэтапно
По стратегии развития медицинской промышленности и науки "Фарма-2020" должна перевести сектор "на инновационные рельсы", уделив при этом особое внимание научной работе, подготовке кадров и импортозамещению. На первом этапе до 2015 года предполагается довести долю отечественных жизненно важных лекарственных препаратов на внутреннем рынке до 70-80 процентов, провести модернизацию более 75 медицинских предприятий. На втором этапе до 2020 года планируется непосредственно выпустить определенное количество инновационных препаратов - не только с использованием новых молекул, но и новой комбинаторики. Большое внимание здесь уделят трансферу перспективных зарубежных технологий на территорию России в рамках лицензионных соглашений. Инновационный сегмент будет включать в себя разработки крупных международных игроков, которые на нашей территории "доведут до ума" совместно с зарубежными партнерами, с последующим разделением с ними прав и рынков. На эту работу по программе выделят до 75 процентов всех средств. Все потребности нашего рынка лекарств будут диктоваться показаниями заболеваемости и смертности в стране.
В эпицентрах инноваций
Как рассказал глава комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Евгений Елин, по всей России появятся крупные инновационные внедренческие центры по созданию лекарств и оборудования, к 2015 году таких центров ожидают шесть, а к 2020-му - уже 10. Помимо Петербурга с его фармкластером, Москвы и области, рассматриваются площадки для будущих производств в Нижнем Новгороде, Волгограде, Татарстане, Екатеринбурге, Ярославле и в Сибири. Также по новой кадровой программе к 2020 году для медицины должны подготовить около пяти тысяч квалифицированных специалистов. В целом бюджет программы составляет более четырех миллиардов долларов, при этом солидную часть хотят привлечь из внебюджетных источников.
Однако некоторые участники фармрынка, уже вступившие в петербургский кластер, высказывают опасения по поводу некоторых частей "Фармы-2020". Так, например, президент группы компаний Novartis в России Вадим Власов обратил внимание на такие сдерживающие факторы для игроков, как обязательная программа импортозамещения и создание собственного инновационного продукта. По его мнению, эти части документа могут противоречить коммерческим интересам крупных фармакологических организаций мира.
Сменить систему
Заместитель главы КЭРППиТ Захар Голант рассказал, что сейчас вся система здравоохранения базируется на государственном управлении на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. Эта форма уже показала свою неэффективность в расходовании средств и в руководстве. Эксперты отмечают, что органы, контролирующие медицинскую сферу с различных сторон, часто вступают в противоречие. Минпромторг и миноборнауки отстаивают развитие отечественных исследований и увеличение инвестиций в нашу фармацевтику, рост доли российских лекарств на рынке, в то время как минздравсоцразвития ориентировано на интересы пациента, не давая достаточных преференций отечественным фармпроизводителям.
- Рынок здравоохранения России не насыщен инфраструктурой, как в развитых странах, - рассказал директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский. - У нас отсутствует конкуренция в области оказания медуслуг. Новое законодательство в этой области разовьет и конкуренцию, и инфраструктуру, а также приведет на рынок новых игроков - управляющие компании и инвестфонды.
В России к медицине пока только начинают относиться как к инвестиционной сфере, появляются предпосылки к ее капитализации. Захар Голант уверен: зарубежный опыт показал неизбежность реформы управления в медицине, перехода к другой модели с грамотным расходованием средств. По его мнению, не нужно продолжать финансовые вливания в неэффективную систему, и тогда все изменения в ней приведут следом и к изменению на рынке, например, к новой модели закупок, к самостоятельному развитию отраслевой науки и отраслевой промышленности.
- При новой модели управляющие компании создают закупочные консорциумы, работают напрямую с поставщиками, получают скидки, контролируют объем расходов и потребления, - пояснил Голант. - А сейчас при выполнении социального заказа, например, по созданию высокотехнологичного центра медпомощи государству нужно создать объект, оборудовать его, заплатить персоналу и только потом уже заняться услугами. Во всех остальных странах государство оплачивает оказание услуги, минуя первые этапы, которые берет на себя частная управляющая компания. Во всем мире управляющие компании конкурируют за долю на рынке, а не за государственные средства.
Директор Департамента химико-технологического комплекса и биотехнологий минпромторга Евгений Цыб отметил, что никакой серьезный хай-тек-проект, как правило, не окупается на территории той страны, где он локализован, спасает экспорт. А в нашей стране пока для экспорта мало что сделано, мы плохо ориентированы на эту сферу.
- Более того, существующая медицинская инфраструктура серьезно изношена, - продолжил он, - в том числе сами здания учреждений здравоохранения, так что в перспективе либо большое новое строительство, либо глобальная реконструкция, эти вопросы еще предстоит решить.
Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей:
- Стоит помнить, что на реализацию "Фармы-2020", скорее всего, повлияют и мировые события - вторая волна кризиса, финансовая нестабильность в Европе и политическая нестабильность в арабских странах. Все это будет влиять на цены на нефть и на финансовые вливания государства в важные программы. Бюджет подобных глобальных программ пока планируется при расчете, что баррель будет стоить 100 долларов, однако если эта цена упадет ниже 93 долларов, России придется задействовать резервный фонд. На 2012 год фармпрограмма рассчитана как раз на цену в 93 доллара за баррель. В целом надеяться на лучшее позволяет оптимистичный инвестиционный прогноз для России со стороны зарубежных исследователей - Европа в долгах, поэтому ее привлекательность снижена. Однако в нашей стране есть и отталкивающие инвесторов факторы: не совсем прозрачная политическая и законодательная среда, низкий уровень государственных субсидий, коррупция, недостаточный финансовый ресурс, неэффективность госаппарата.