На выставке в Москве представлены изделия оружейников из Златоуста

Вчера в московском "Экспоцентре" открылась выставка народно-художественных промыслов "Ладья-2011. Зимняя сказка". Один из центральных стендов занимает Челябинская область - представляющая ее Гильдия мастеров и оружейников демонстрирует украшенное оружие и знаменитую гравюру на стали из Златоуста.

Традиционное искусство работы с металлом на Южном Урале не только не увядает, но развивается и меняется вместе с современным миром. В том числе и благодаря расширяющимся деловым связям. В России принято дарить подарки от души, вот только удивить друзей и деловых партнеров, даже зарубежных, становится все сложнее. Пресловутые расписные матрешки и все, с ними схожее, давно набили оскомину. Зато для VIP-подарка прекрасно подойдет, к примеру, украшенное гравировкой оружие.

Изготовляемое индивидуально, оно неповторимо: его владелец никогда не увидит в чужих руках "брата-близнеца" своего клинка. Обладающего, кстати говоря, немалой ценностью - и художественной, и выражаемой во вполне материальных денежных единицах. И неудивительно: без малого три века мастера из Златоуста создают оружие, которое вполне можно сравнить по красоте и точности изготовления с ювелирными изделиями.

В златоустовских мастерских не оперируют такими понятиями, как "план" или "годовой объем производства". Каждое изделие, будь то оружие для Кремлевского полка, украшения для глав государств, музейные экспонаты или роскошные дипломатические подарки, появляется на свет как художественное произведение. При этом чернение, узоры и инкрустации, придающие столь парадный вид, не выхолащивают изначальной сути клинка - качество его стали остается безупречным.

Новый бренд призван стать визитной карточкой Южного Урала на международных рынках и престижных выставках

Как в 1848 году, когда посетивший Златоуст известный английский геолог и путешественник Мурчисон, записал: "отковываемые из выделываемой по способу генерал-майора Аносова литой и дамасской стали, искусно украшенные и изящно оправленные клинки превосходят все виденное нами в этом роде". А позже все более изощренное умение украшать оружие породило и златоустовскую гравюру на стали - самобытный и уникальный вид искусства.

Златоустовские мастера не могут не соперничать - на то они и мастера. Но экономические реалии заставляют их держаться вместе, завоевывая новые рыночные ниши и отстаивая свои. По инициативе губернатора Челябинской области Михаила Юревича, ведущие златоустовские предприятия создали свое "цеховое" объединение - Гильдию оружейников. Помимо клейма предприятия-изготовителя на изделиях членов этого профессионального сообщества красуется знак ZLATOUST.

- Объединившись в гильдию, предприятия получили возможность работать под общим брендом, - поясняет первый заместитель министра экономического развития Челябинской области Игорь Лашманов. - Объединение намерено вытеснить с рынка кустарную продукцию, подрывающую имидж оружейных предприятий: изделия членов гильдии снабжаются зафиксированным у производителя номером, дающим право на гарантийное обслуживание.

Первоначально Гильдия мастеров-оружейников объединила 12 крупнейших фирм - производителей оружейной и сувенирной продукции из украшенного металла. Вскоре к ним присоединились "смежники" - производящий спецстали Златоустовский металлургический завод и Каслинский завод архитектурно-художественного чугунного литья.

Отметим, что создание гильдии важно не только для ее членов - новый бренд призван стать визитной карточкой региона для представления уникальной продукции златоустовцев на международных рынках и престижных выставках. Поэтому власти со своей стороны пообещали объединению мастеров финансовую и организационную поддержку и слово сдержали. Причем финансы оказались отнюдь не главным фактором, обеспечивающим успех. Так, многообещающий "американский" проект расширения рынков сбыта златоустовского оружия появился после поездки в США официальной делегации Челябинской области. Изделия мастеров Златоуста были представлены в Чикаго и на одной из трех крупнейших ювелирных экспозиций - в Майами. При поддержке региональных властей златоустовцы сумели прорваться на рынки ОАЭ, Германии, Азербайджана, Беларуси, Израиля, Казахстана, Армении, Украины, Югославии, Канады и Франции.

На поддержку златоустовского бренда область выделила 10 миллионов рублей. Уже в следующем году, по мнению специалистов, реально завоевание плацдарма на американском континенте с выходом на нулевую рентабельность. А через три года, считает председатель правления гильдии Александр Николаев, рынок США начнет приносить южноуральским оружейникам прибыль.

Впрочем, дело не только в прибыли. Народные художественные промыслы - достояние и "жемчужина" российской культуры, связующая нить поколений, передающих от отца к сыну секреты мастерства. И златоустовское оружие и гравюра - одно из самых ярких проявлений этой традиции. У каждого оружейника, у каждой ремесленно-художественной мастерской свой неповторимый стиль и оригинальный подход. Оценить и сравнить ценители могут в том числе на выставке "Ладья-2011".

Кстати, недавно с подачи губернатора Михаила Юревича впервые за всю историю области южноуральские мастера получили свою площадку и в столице региона - городе Челябинске. Открывшийся в начале декабря в местном музее искусств художественный салон стал еще одной визитной карточкой города. Все экспонаты авторские, ручной работы. Каждый из них, будь то холодное оружие, гравюры, столовые и канцелярские приборы, часы, каслинские скульптуры, является произведением искусства, тщательно отобранным экспертным советом.

Комментарий

Михаил Юревич,

губернатор Челябинской области:

- Мастера из Златоуста создали свой неповторимый стиль декорирования, в их руках холодный металл превращается в произведения художественного творчества. Благородная красота златоустовской гравюры настоящий бренд Челябинской области. Этот самобытный художественный промысел достоин восхищения и еще большего признания в мире.