В Москве прошли гастроли Нидерландского театра танца

Гастроли, которые прошли на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, состояли всего из одной программы. Но она включала спектакли Иржи Килиана, дуэта Пола Лайтфута и Соль Леон, Александра Экмана - элиты европейской хореографии, что само по себе свидетельствует о статусе труппы.

Нидерландский театр танца не выступал в России так давно, что для многих название труппы мало что говорит. Между тем в мире современного балета он доминирует так же, как Большой и Мариинский театры в классике. Театр давно уже превратился в конгломерат, основу которого составляет труппа, основанная 52 года назад в Гааге. Позднее параллельно с ней начал действовать молодежный дивизион NDT-II, из которого черпает силы главная компания. Выдающиеся мастера, достигнув предельного для балета возраста, некоторое время составляли NDT-III, ныне расформированный, но артисты которого продолжают выступать с созданным специально для них репертуаром (несколько лет назад они приезжали на "Золотую маску").

На этот раз в Москву был приглашен NDT-II. Несмотря на свой статус молодежной студии, у этой компании роскошный репертуар, показанные на гастролях спектакли созданы специально для него. Как бы ни был различен почерк трех представленных хореографов, в одну программу их постановки объединились совершенно естественно. Труппа, больше тридцати лет неразрывно связанная с Иржи Килианом, который был и ее художественным лидером, и административным, несет его генетический код даже спустя годы после того, как он отпустил NDT в свободное плавание.

Килиан продолжает ставить для компании спектакли, и Москве посчастливилось увидеть его недавних "Богов и собак" (Gods and Dogs), в которых хореограф показывает грани духовного и плотского, животного и возвышенного. Спектакль не только формально стал центром гастрольной программы - это абсолютное попадание в золотое сечение, когда танец становится зримым продолжением музыки (хореограф сам создал композицию из звуков Дирка Хаубриха и одного из струнных квартетов Бетховена), а для хореографии найден визуальный аналог в виде колышущегося, дышащего, переливающегося занавеса из серебряных нитей.

Любовь к людям танца и самому танцу оказалась главным содержанием и смыслом программы, показанной NDT

Перфекционизм, свойственный Килиану, стал отличительным знаком и для работающих в паре Пола Лайтфута и Соль Леон. Месяц назад их "Объект перемен" стал гвоздем программы Дианы Вишневой. Теперь же они представили спектакль "Студия 2", в котором игра с огромным трансформирующимся зеркалом дает неожиданное многомерное ощущение объема танцевального движения.

Тонким пониманием театральности и редким даром превращать обытовленные движения в сценический жест обладает молодой швед Александр Экман, не так давно ставший постоянным хореографом NDT-II. В его массовом спектакле "Кактусы" исполнители большей частью ограничены в пространстве, но не в эмоциях - зрители смеются в голос, когда оставшаяся под конец в одиночестве пара, репетирующая какой-то дуэт с поддержками, одновременно выясняет отношения, решает расстаться, при этом ни на мгновения не прерывая движения и телесного контакта.

Именно эта любовь к людям танца и самому танцу оказались главным содержанием и смыслом программы, показанной NDT. Потому что и "Студия 2" заставляет думать об артистах, существующих в зеркальном мире балетного класса. И божественно-животные игры "Богов и собак" тоже оказываются в этом контексте диалогами о театре и его служителях. Чему бы ни были посвящены спектакли Килиана и его воспитанников, они все равно оказываются о взаимоотношениях, кем или чем ни прикидывались бы персонажи. Вероятно, благодаря этой всепобеждающей любви к своему искусству Килиану удается, поставив сотни спектаклей, оставаться на вершине профессии и вызывать желание учеников следовать его курсом.