Капитализация рынка лизинга в России выросла до 1,5 трлн рублей

Этот год станет рекордным по объему нового бизнеса в лизинговой отрасли. По оценкам экспертов, он может достигнуть 1,5 трлн рублей и вырасти вдвое по сравнению с прошлым годом. Об этом было заявлено на ежегодной конференции "Эксперт РА" "Лизинг в России-2011".

"Мы сейчас подводим итоги 9 месяцев, но уже очевидно, что этот год станет рекордным по общему объему нового бизнеса. Это самые большие показатели за последние годы, - утверждает Павел Самиев, заместитель генерального директора "Эксперт РА". - Показатели трех основных параметров развития рынка - объем полученных лизинговых платежей, объем профинансированных средств и объем нового бизнеса - говорят о том, что мы снова находимся на волне роста, даже несмотря на проблемы с фондированием и достаточно сложную ситуацию в экономике. Мы считаем, что в этом году рынок вырастет в два раза по сравнению с прошлым годом до 1,5 трлн рублей, хотя участники рынка более сдержанны в своих оценках: их прогноз на конец года - 1,3 трлн".

Наибольший вклад в рост рынка внес сегмент железнодорожной техники, традиционно лидирующий по объему. Его доля - более 53% в новом бизнесе и около 48% - в совокупном лизинговом портфеле. Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, несмотря на то что его доля снизилась за год с 9,9 до 8,3%. На третьем месте - авиатехника, доля этого сегмента в новом бизнесе за год сократилась вдвое - до 7,5%. Тройка лидеров такая же, как в прошлом году, только авиация и грузовики поменялись местами.

По данным "Эксперт РА", в 2011 году лизинговые компании активно расширяли свои сети, за 9 месяцев года число филиалов выросло с 390 до 510. Наиболее активно расширяли присутствие "ВЭБ-Лизинг" (+43 филиала), "Сбербанк Лизинг" (+23) и "CARCADE Лизинг" (+19 филиалов). Однако география лизинга существенно не изменилась. "В целом картинка повторяет предыдущие годы. Как и прежде, доминирующее положение у Москвы (40%). В целом на Москву и Центральный округ приходится, как и раньше, более половины объемов нового бизнеса. Тем не менее мы увидели очень существенный рост Уральского округа - доля региона практически выросла вдвое. А доля Санкт-Петербурга, наоборот, сократилась на 8,3%", - рассказывает Павел Самиев.

В тройке лидеров по объему новых сделок (за 9 мес. года) первое место у "ВЭБ-Лизинг", второе - "ВТБ Лизинг", третье - "Сбербанк Лизинг". В сумме на них пришлось около 47,4% объема нового бизнеса. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года сумма новых сделок у "ВЭБ-Лизинг" выросла в 3,4 раза, у "ВТБ Лизинг" - в 3,7 раза, у "Сбербанк Лизинг" - в 1,6 раза. "Концентрация и структура рынка сильно меняются. Эта тенденция явно прослеживается на протяжении трех лет. Доля компаний с госучастием существенно растет. В 2007 году на них приходилось 32% рынка, по итогам 9 месяцев 2011 года - уже 59%. Это существенный рост, - отмечают аналитики. - Параллельно растет концентрация рынка - на Топ-10 приходится почти 70% нового бизнеса, притом что пять лет назад этот показатель был на уровне 40%. В следующем году концентрация вырастет еще, скорее всего, в 2012 году на десятку крупнейших игроков придется более 75% рынка".

В следующем году, по оценке "Эксперт РА", рынок продолжит расти, но уже не такими впечатляющими темпами. "Мы ожидаем, что в 2012 году прирост объемов нового бизнеса окажется на уровне 30-50% и рынок может выйти на рубеж 2 трлн руб., что опять же станет еще одним абсолютным рекордом. Но темпы роста снизятся, в том числе из-за того, что эффект низкой базы будет исчерпан уже в этом году", - считает Павел Самиев.

Лизинговые компании более сдержанны в своих прогнозах. Интерактивный опрос, проведенный на конференции, показал, что большинство участников (58%) считает, что в 2012 году рынок вырастет незначительно, менее чем на 20%.

Основными угрозами для своего бизнеса на следующий год лизинговые компании называют нехватку заемного финансирования в достаточном объеме, недостаток "длинных" денег, а также возможную отмену ускоренной амортизации. "Напряженность в еврозоне повышает ставки на межбанке. Ряд российских банков, у которых мы фондируемся, нам уже повысили ставки, а ряд банков - предложили пересмотреть ставки по ранее выданным кредитам. Сроки финансирования сократились. На сегодняшний день мы финансируем десятилетние сделки только через Газпромбанк. Остальные банки свыше пяти лет финансирование уже не предоставляют", - подтверждает Максим Агаджанов, генеральный директор "Газпромбанк Лизинг".

Среди прочих отрицательных факторов участники рынка отмечают повышение стоимости кредитов на фоне ожидания новой волны кризиса, все чаще принимаемые не в пользу лизинговых компаний решения судов по выкупной цене и авансам, а также отсутствие действенного механизма внесудебного изъятия предмета лизинга у недобросовестных клиентов.