Победителей выявят благодаря "живым" концертам. Каждый сыграет программу своей музыки и импровизаций - таких, чтобы стали лучшим саундтреком к классике немого кино ХХ века. В этот раз среди фильмов окажется и "Цирк" Чарли Чаплина. А ведущим церемонии станет Михаил Довженко.
Номинанты исполнят на сцене Клуба Игоря Бутмана джазовые концерты по 15-20 минут. А жюри, в которое войдут кинокритики, актеры и музыкальные эксперты, оценит, насколько точным и успешным окажется в итоге сочетание музыки и видеоряда. После чего вручит награды: "Cinema Jazz Awards" и звание "Лучшего тапёра страны". А зрители в зале решат, кому отдать "Приз зрительских симпатий". Среди претендентов на победу хватает известных имен: есть Трио Олега Бутмана и дуэт Алексея Наджарова и Дениса Шульгина (еще недавно они играли по отдельности друг от друга). Другие сулят лавры группе "Салют". Среди номинантов впервые окажется и молодая петербургская саксофонистка Мария Арт. Ученица Геннадия Гольдштейна - того же педагога, что преподавал и Игорю Бутману, - представит на Cinema Jazz Awards и свой новый Maria Art Quartet, теперь уже составленный из самобытных московских музыкантов.
Российская газета: Увлеченные музыкой девушки чаще выбирают для себя эстраду или рок - чтобы стать звездой и попасть на обложки журналов. Но вы предпочли джаз. Вот одноклассники, наверное, удивлялись?
Мария Арт: Я еще в детстве решила для себя, что буду заниматься джазом, несмотря на то что тогда это было "не модно" и "не круто". Но мне нравилось, что джаз - это музыка для интеллектуалов. И поэтому было абсолютно все равно: одобряли ли мое увлечение мои еще совсем зеленые друзья по школе. То, что хочу играть именно на саксофоне, я поняла, когда мне было 10 лет. И упросила маму отвести меня в музыкальную школу. Было непросто, но упорные занятия по нескольку часов в день не оставили сомнений: выбрала правильно. А еще поняла, для себя и "по жизни": чем больше вкладываешь, тем больше и получаешь.
РГ: Теперь музыканту с хорошей песней бывает достаточно для раскрутки снять клип и выложить на YouTube. Возможно ли подобное в джазе?
Мария Арт: О раскрутке и популярности я особо не думала - все вышло самой собой. Я просто занимаюсь своим делом, стараюсь делать его максимально хорошо, пишу музыку и стараюсь сделать что-то интересно и настоящее. Знакомлюсь с хорошими музыкантами... Безусловно, принципы раскрутки в джазе другие. И одного ролика на YouTube недостаточно: у нас первична не картинка, а музыка и то, тронет ли она слушателей.
РГ: Уже выяснили для себя, за счет чего постараетесь победить именитых коллег на Cinema Jazz Awards?
Мария Арт: Джаз - такая музыка, в которой исполнители должны быть предельно внимательны к игре друг друга, не упускать ни одной ноты и паузы. Это у нас называется "дышать одним воздухом".
РГ: Почему джаз редко звучит в современном кино?! Большинство зрителей вспомнит добрую комедию "Мы из джаза", ну и еще максимум одну-две киноленты...
Мария Арт: Вот Брэнфорд Марсалис написал отличную музыку для фильма "More better blues". У джаза масса направлений. И каждое погружает в особое настроение. Джаз 20-40-х годов прошлого подходит для доброго, приключенческого кино. Джаз 70-х - для психологических драм. А нынешний европейский джаз, именуемый ECM, отлично подойдет для арт-хауса... Услышим ли мы джаз в нашем кино? Все зависит от того, какие фильмы будут снимать режиссеры. Будут ли они заниматься, прошу прощения, ерундой, пытаясь заслужить любовь массового зрителя, или же создавать что-то достойное и интересное для себя самих в первую очередь...