В Москве открылась выставка работ Джотто ди Бондоне

Приезд работ Джотто ди Бондоне в Москву был организован на высшем уровне. Буквально. Выставка "Во Христе", которая открылась в Третьяковской галерее в рамках Года Италии в России и России в Италии, стала возможна благодаря договоренностям президента РФ Дмитрия Медведева и президента Италии Джорджо Наполитано.

По этому соглашению во флорентийском Баптистерии показывают шедевры древнерусской иконописи, хранящиеся в ГТГ: "Богоматерь Одигитрию" (XIII век) из Пскова, "Вознесение" (1408) кисти Андрея Рублева из Успенского собора во Владимире, "Распятие" (1500) работы Дионисия. В обмен в Третьяковскую галерею привезли раннее произведение Джотто "Мадонна с младенцем" (1299) из флорентийской церкви Сан-Джорджо алла Коста, которая входит в епархиальный музей церкви Санто-Стефанто аль Понте, и двухсторонний полиптих, включающий 10 работ (1305), из алтаря церкви Санта-Репарата (сейчас Музей Дель Опера ди Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции).

Джотто, возможно, последняя точка "невозврата", в которой религиозное искусство средневековой Европы расстается с византийской традицией. Как заметил почти его современник Ченнито Ченнини, Джотто "перевел искусство живописи с греческого пути на латинский, придав ему современный характер". С Джотто начинается новое время в живописи, как с Данте - в поэзии. К слову, они были не только современниками и земляками, но, говорят, и дружили. Упоминание о Джотто есть в "Божественной комедии": "Кисть Чимабуэ славилась одна, А ныне Джотто чествуют без лести".

Другое дело, что в этом расставании еще есть память о встрече, об общих истоках, не говоря уж о родстве "во Христе". Именно поэтому язык Джотто для людей, привыкших к "греческому" письму икон, выглядит знакомым, почти родным. Особенно, если они вглядываются в ранние работы, к числу которых принадлежит "Мадонна с младенцем", которую также называют "Мадонна во славе". Здесь мастер еще не подчеркивает перспективу пространства. Золотой фон иконы и красно-синий цветочный орнамент ткани, укрывающий трон Божьей Матери подчеркивают торжественность и праздничность события. Тем не менее два ангела за плечами Мадонны не парят в золотом свечении, а, похоже, благонравно расположились на балкончиках на хорах церкви.

Искусство сладостной перспективы гораздо явственнее проявится в сцене "Благовещения", которая составляет центр полиптиха из церкви Санта-Репарата. Встреча архангела Гавриила с огненными алыми крылами с Девой Марией происходит в аскетично обставленной комнате, чью глубину подчеркивают ступени, ведущие наверх, окошко на дальней стене и сходящиеся вдаль линии потолка.

Можно представить, какое впечатление на современников производило это явление архангела во вполне обычном помещении, в котором с поперечной перекладины еще и свисает небрежно переброшенная ткань. Но сегодня едва ли не менее впечатляющий диалог, разворачивающийся перед зрителем. Смущение, недоверчивость, растерянность Марии выдают себя в остерегающем жесте поднятой руки. Архангел, вооруженный жезлом с лилией на конце, слегка устремился вперед, явно ища слова, чтобы побороть ее сомнения. Драматизм, психологическая точность, убедительность этой работы заставляют в нее всматриваться вновь и вновь.

Вместе с переводом живописи на "путь латинский" Джотто превратил события евангельской истории в часть истории. Другое дело, что событием историческим для него было то, в котором осуществляется и раскрывается божественный замысел. С этой точки зрения, "Благовещение", на обороте которой написана Богоматерь с младенцем, - этапы одного исторического события.

Впрочем, надо сказать, что представления об истории тогда были своеобразными. Тимоти Верден, директор Музея дель Опера ди Санта Мария дель Фьоре, рассказывал, что в XV веке парламент Флоренции проводил голосование в связи с предложением избрать Святую Мадонну королевой города. Надо ли говорить, что она была выбрана единогласно? Любопытно, что когда после этого поступило предложение выбрать Христа королем, такого же единодушия не последовало. Впрочем, королем Христа, разумеется, выбрали.

Но история оставила все же свой след на работах Джотто. Рядом с иконой "Благовещения" расположена икона "Марии Египетской", которую дамы Флоренции считали своей покровительницей. Так вот, около золотоволосой Марии Египетской, укрытой волосами, как платьем, можно обнаружить рисунок, то ли незаконченный, то ли стертый... Тимоти Верден говорит, что он был сделан в 1360-1370 годах. Автора его мы сегодня назвали бы вандалом, но спустя почти 500 лет вандал тоже стал частью истории. А встреча с Джотто все равно важнее...