На Всероссийском конкурсе "Директор школы-2011", финал которого состоялся на днях в Москве, хрустальную медаль, 200 тысяч рублей и диплом абсолютного победителя получил Дмитрий Скурихин.
Школа, которой третий год руководит Дмитрий Анатольевич, - вечерняя. Кстати, многие думают, что они уже в прошлом. Но они есть! Более того, для таких рабочих городков, как Кирово-Чепецк, известный своим огромным химическим комбинатом и хоккейным клубом "Олимпия", просто необходимы. Дмитрий Скурихин, который успел поработать и в коррекционной школе, и в элитной Вятской гимназии, пытается сохранить свою "вечерку", несмотря на сложности.
- Я себя не считаю лучшим директором России, я просто победил в этом конкурсе, в этом году. Мне улыбнулась удача, - говорит Дмитрий Анатольевич, взвешивая в руке увесистую хрустальную медаль лидера. - Самое главное директорское качество, на мой взгляд, я и об этом писал в конкурсном эссе, - способность наладить "обратную связь" с людьми. Не кадры, а люди решают все. Мне пока с людьми везет. Плохих встречаю очень мало.
Российская газета: Что вам даст эта победа?
Дмитрий Скурихин: Поднимет самооценку. Пять лет назад я участвовал в конкурсе "Учитель года", вошел в "пятнашку" лучших, а вот попасть в пятерку финалистов не получилось.
РГ: Дмитрий Анатольевич, ваша школа носит казенный статус. Почему? Ведь большинство школ сегодня стремятся быть автономными учреждениями?
Скурихин: Я за этот статус боролся целый год. Еще недавно школа была бюджетным учреждением. Но теперь у нас появилась надежда, что мы еще поработаем.
РГ: Неужели все так плохо?
Скурихин: Выжить школе, а тем более вечерней, в дотационном регионе, как наша Кировская область, очень сложно. Главное отличие казенного учреждения - оно получает субвенцию от государства. Невозвратную сумму денег для оплаты труда сотрудников. В других случаях школа получает субсидию. Это предполагает долевое участие в финансировании. Нам негде взять деньги на софинансирование.
РГ: В вечерней школе, наверное, совсем иная методика преподавания? У вас же 70 процентов учеников - взрослые люди.
Скурихин: Я бы не сказал, что методики сильно разнятся. Проблема в другом. Наши учителя лишены некоторых, так скажем, соцблаг, которые получают другие учителя. Например, у них не идет педагогический стаж и они не могут рассчитывать на учительскую пенсию. А ученики, да, большинство - это взрослые работающие люди. Многие на вахте, спортсмены, хоккеисты. Например, известный спортсмен Александр Мальцев - выпускник нашей школы. Но 30 процентов, все-таки, дети. По разным причинам они не смогли учиться в массовой школе. Это, как правило, ребята с криминальным прошлым, трудные подростки, или девочки с ранней беременностью.
РГ: Вы не чувствуете себя особняком среди коллег-директоров?
Скурихин: Нет. Я начинал с дополнительного образования: был руководителем автомодельного кружка при химкомбинате. Потом 12 лет проработал в коррекционной школе учителем труда. Потом стал замдиректора Вятской гуманитарной гимназии - самого элитарного учебного заведения в Кировской области. Но зам - это зам. Когда поступило предложение стать директором в вечерней школе, сразу согласился.
РГ: Но она была практически на грани закрытия.
Скурихин: Честно говоря, да. Не была принята к новому учебному году ни одной надзорной службой, было 2 пожарных предписания, суды, большие штрафы. Абсолютный законченный тупиковый кризис.
Но педагоги там очень хорошие. С ними можно горы свернуть.
Кстати, у нас очень маленький коэффициент финансирования: 65 процентов от бюджета обычной средней школы. Где логика? Мой ученик стоит, условно, 12 тысяч рублей в год, а столичный - в 10 раз больше. А затраты на подготовку должны быть одинаковые.
РГ: Сейчас федеральные власти выделяют регионам большие субсидии на образование. Вашей школе прибавили процент к зарплатному фонду?
Скурихин: Да, фонд оплаты труда школы увеличен. Но у нас подушевое финансирование. А учащихся сейчас поубавилось. И та сумма, которая пришла вместе с увеличением зарплаты, по сути нивелировалась. Мы, конечно, подняли зарплату почти на 30 процентов, но ценой многих потерь в другом. Например, не смогли сделать никакие учебные закупки на этот год.
РГ: Проблема решаема?
Скурихин: В данной экономической модели - нет. Я понимаю, что тяжело не мне одному, вообще в области тяжелая ситуация. Вот если бы нам "заморозили" бюджет на том уровне, каким он был в 2011 году, то может быть мы бы еще и протянули бы три года. Максимум.
РГ: Может, после вашей победы на конкурсе школе станет легче дышать?
Скурихин: Надеюсь, что мне удастся осуществить свой проект: сделать школу негосударственной. Хочу наладить связи с химкомбинатом и открыть школу химиков. У нас же весь город - это одни огромный завод, между прочим, самый большой в Европе. Если они пойдут навстречу, то может быть что-то и получится. Надо решить много хозяйственных проблем, набрать человек 50-100 учеников, чтобы в будущем они стали кадровым резервом химкомбината.
РГ: Какое из последних образовательных нововведений беспокоит вас больше всего?
Скурихин: Новая система аттестации педагогов. Она разрушает коллективы. Введено такое понятие как "соответствие педагога занимаемой должности". В августе в списке несоответствующих по региону была около 20 фамилий. На список, который пришел в октябре, не хватило чернил в факсе. Это уже сотни фамилий. И среди них - педагоги, с которыми проработал не один год и убежден, что они на 100 процентов "соответствуют". Раньше у нас было три категории: вторая, первая и высшая. Сейчас "соответствие" считается по тем же результатам ЕГЭ. В наших условиях набрать нужные баллы очень сложно.
РГ: В вашей школе есть дневные, вечерние и заочные классы. Как они формируются? Учеников хватает?
Скурихин: Есть такое понятие как эффективный бюджет. Если в классе меньше 25 человек - его открывать нельзя, если больше - придет прокуратура и, в лучшем случае, выпишет штраф. Я, к примеру, планировал в этом году открыть два обычных десятых класса. Но не набралось учеников. Пришлось распределить по вечерним. Вот и получилось, что в одном классе - и подростки по 16 лет и взрослые дяди. Сейчас в школе 188 учеников. Но постоянно идет ротация. Бывает, более половины учащихся не приходит в школу. У кого-то вахта, работа, кто-то просто отлынивает. Это проблема, больше конечно, с подростками.
РГ: Управление школой - это творчество или жестко "по плану"?
Скурихин: Это наука правильно работать с людьми.
РГ: Какая зарплата у ваших учителей?
Скурихин: Я получаю 18 тысяч. А про зарплату учителей и говорить не хочется... Скажу только, что суперсовременная компьютерная система, куда мы сейчас вводим данные по зарплате в рамках комплексной программы модернизации образования, не воспринимает эти цифры. "Вбиваю" зарплаты учителей, а система возвращает данные с пометкой "неверная цифра".