14 регионов РФ рискуют остаться без операторов техосмотра автомобилей
На сегодняшний день из 14 регионов не поступило ни одной заявки на аккредитацию операторов технического осмотра.
Такие данные привел глава Российского союза автостраховщиков Павел Бунин на прошедшей в Москве конференции по техосмотру.
Это была заключительная конференция в серии подобных, прошедших по разным городам страны. Представители РСА, ГИБДД, минэкономразвития и минтранса рассказывали нынешним владельцам пунктов инструментального контроля и будущим операторам ТО, как им жить в новых условиях. Впрочем, у представителей бизнеса возникали по ходу обсуждения довольно острые вопросы, ответов на которые пока нет. А времени на их решение осталось очень мало. Но этим и полезны такие встречи: чем раньше поставлен вопрос, тем быстрее он будет решен. Главное, чтобы его не пришлось решать обычному автовладельцу, столкнувшись с проблемой непосредственно на пункте осмотра.
Напомним, в апреле президент поручил подготовить предложения по упрощению процедуры техосмотра или его полной отмене. Уже в июле появился закон о техосмотре. В нем, в частности, прописано, что полномочия по этому виду деятельности передаются из ведомства МВД на рынок. А контролировать сей процесс и аккредитовывать операторов техосмотра должен РСА.
На сегодняшний момент, по словам Бунина, в РСА получили из МВД реестр, в котором 1836 операторов. Все это бывшие пункты инструментального контроля, в которых мы с вами проходили техосмотры под надзором инспекторов ГИБДД. В реестр страховщиков из них занесен уже 571 оператор и выложен на сайте РСА. Ожидается еще порядка 1200 заявок. РСА будет работать и 30, и 31 декабря, принимая и обрабатывая эти заявки.
По словам первого заместителя начальника главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимира Швецова, страховщикам был передан список почти 2500 пунктов. Буквально на днях была направлена информация еще о 72 пунктах. Впрочем, разница в цифрах РСА и ГИБДД объяснима. Первые считали количество владельцев, а вторые - количество пунктов.
Напомним, что на переходный период до 2014 года по закону о техосмотре будут работать как операторы техосмотра, так и пункты гостехосмотра с участием инспекторов. Автовладелец может обращаться к любому по собственному выбору. При этом стоимость проверки на пункте гостехосмотра обойдется в 300 рублей - это госпошлина. У операторов - в разы дороже. Однако, по словам Швецова, пунктов гостехосмотра на всю нашу огромную страну останется не так уж и много: всего 59 и только в 22 регионах. Для примера, в Москве их нет вовсе, на всю Московскую область только два таких пункта, в Краснодарском крае - 1.
Эти пункты по мере развития новой системы техосмотра тоже постепенно будут переаккредитовываться в операторы. С них будут уходить инспекторы. И цены соответственно возрастать до установленных в регионе.
В связи с этим операторы техосмотра, присутствовавшие на конференции, высказали свои жалобы. Дело в том, что, уходя, сотрудники ГАИ уносят с собой доступы к базам данных. Действительно, зачем операторам иметь доступ к базам розыска автомобилей? Однако операторы лишаются не только доступа к этим базам, но и ко всем другим. При этом местное руководство ГИБДД говорит, что пока нет письменного распоряжения руководства, никакого доступа к сети на ПИКах не получат. На это Владимир Швецов пообещал, что такое распоряжение будет.
По словам Бунина, из 14 регионов не поступило ни одной заявки. И хоть до 1 января осталось еще полторы недели, и наверняка такие заявки поступят, риск, что где-то просто не окажется пункта техосмотра, довольно велик. Что тогда делать местным автомобилистам? Ездить за талончиком в соседний регион?
Впрочем, Бунин напомнил, что сейчас на утверждении в правительстве проект постановления правительства о методике расчета минимальной обеспеченности регионов операторами ТО. И если вдруг в каком-то регионе количество операторов будет меньше, то за это будет нести ответственность местная власть. Каким угодно образом, хоть за свой счет и своими силами, но именно она должна обеспечить регион нужным количеством операторов. Если бизнес не хочет идти в эту сферу, задача власти его мотивировать.
Еще одна проблема с минимальной обеспеченностью была озвучена на конференции. Только на сей раз речь идет о талонах техосмотра. С 1 января до 1 апреля предусмотрен переходный период, когда новоявленные операторы будут еще пользоваться старыми образцами талонов. Для этого ГАИ им эти талоны из своих запасов и резервов должно передать, причем безвозмездно. Однако, как выяснилось, в некоторых регионах, например, в Северной Осетии и Ставропольском крае запас талонов уже иссяк. А так как финансирование на следующий год на закупку талонов не предусмотрено, то операторы этих регионов рискуют остаться без талонов.
На это Владимир Швецов пообещал, что с такими регионами поделятся их соседи, у которых запасы еще сохранились. В данном случае, Краснодарский край. Павел Бунин же предложил операторам заключать контракты с Гознаком на новые талоны. Форма утверждена, и это предприятие готово выпускать талоны.
Еще несколько тонкостей техосмотра по новым правилам. С 1 января на новые машины до достижения ими трехлетнего возраста талон ТО выдаваться не будет. Но как быть тем, кто хочет съездить за границу на своих четырех? Ведь без техосмотра ни одна страна гостей не впустит. Это требование прописано международной конвенцией.
Так вот тем, кто хочет прокатиться по другим странам, придется обращаться к оператору техосмотра, проходить диагностику и получать талон.