Вчера в рамках проекта "Платформа" на "Винзаводе" прошла дискуссия "Московский театр: Что нам со всем этим делать?". Представители городских театров и независимые художники размышляли о том, в какой мере, что и как должно быть реформировано в театральной системе.
Среди выступающих были представители самых разных театральных профессий и кругов: Марк Гурвич, директор Театра им. Ермоловой, а по совместительству - председатель Совета директоров театров Департамента культуры Москвы; самый молодой московский худрук Евгений Писарев (Театр им. Пушкина); Виктор Рыжаков, художественный руководитель Центра им. Мейерхольда; Андрей Порватов, директор проекта "Открытая сцена", на протяжении многих лет был замглавы Департамента культуры; худрук Театра им. Гоголя Сергей Яшин и директор театра Анатолий Шлаустас; генеральный директор московского представительства Stage Entertainment Дмитрий Богачев;
Марат Гацалов, главный режиссер Театра в Прокопьевске; режиссер Константин Богомолов; драматург Михаил Дурненков.
Но главным "ответчиком" по теме дискуссии выступил Сергей Капков, осенью назначенный новым начальником Московского департамента культуры. Атмосфера всей этой оживленной и дружеской встречи вполне соответствовала нынешнему декабрю. Аудитория, заполнившая "Зал белого" на "Винзаводе", где обосновалась "Платформа", состояла в основном из самой молодой публики, жаждущей каких-то видимых и самых быстрых перемен.
Модератор дискуссии Елена Ковальская весело объявила себя марксисткой, инициатор проекта "Платформа" Кирилл Серебренников - буддистом и социалистом. Сергей Капков о своей религиозно-политической ориентации умолчал. Зато рассказал о том, что, на его взгляд, отечественный театр нуждается в изменениях. Едва ли не первым шагом на этом пути должно стать открытие "Школы театрального лидера" при Центре им. Мейерхольда. Молодые продюсеры, режиссеры, теоретики и драматурги попытаются создать новые творческие "тандемы", в которых идеология, бизнес-планирование и творчество станут гармоничными частями театрального организма. Глава департамента и те, кто будет руководить новой "школой", - критик Елена Ковальская и режиссер Виктор Рыжаков - надеются, что ее выпускники станут новым поколением руководства московских (и даже региональных) театров.
Рассказал Сергей Капков и о том, что открытые площадки, без которых задыхаются антрепризы, фестивали и просто независимые театры, столице необходимы - одного Центра им. Мейерхольда мало. Но вместо них в Москве открывается пока лужковский долгострой - Театр Надежды Бабкиной, который с большим трудом за десять лет все-таки построили, исключительно на частные средства. Есть и иной ресурс новых площадок: около 70 кинотеатров Москвы стоят в ожидании новых инвесторов, которые помогу превратить эти устаревшие помещения в новые театры, клубы и прочие культурные пространства. Среди них - и такой лакомый кусочек как великолепный по архитектуре кинотеатр "Ударник".
Интересно из уст начальника культурного департамента столицы прозвучало предложение изменить политику по отношению к негосударственным образованиям - таким, как "Театр.doc", который вполне может получать отдельные заказы от города, которые будут финансироваться из городского бюджета. Не нравится г-ну Капкову, что столичная культура не сигналит мировому сообществу о своих феноменальных событиях, не привлекает новых и новых туристов. Не нравится ему также и то, что театральная среда сама зачастую пассивна, не оказывает давление, не требует тех или иных изменений в состоянии театров.
Из зала раздается решительная реплика режиссера, драматурга и философа театра Клима, взорвавшего московское театральное пространство рубежа 80-90-х годов. Он обратился к Капкову, сказав, что сегодня у него есть единственный в своем роде шанс - жестко обозначить новые правила игры. А молодую публику, заполнившую до отказа "Зал белого", призвал к ответственности: "Не совершайте ошибку моего потерянного поколения: не молчите".