К 2020 году РФт снизит энергоемкость ВВП на 40 процентов

К 2020 году нам предстоит снизить энергоемкость ВВП на 40%. Эта задача особенно актуально будет звучать после вступления России в ВТО, когда снижение энергетической составляющей в себестоимости продукции существенно повысит ее конкурентоспособность. Сегодня о деятельности в области энергосбережения и энергоэффективности "РГ" рассказал генеральный директор ФГУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Тимур Иванов.

Заканчивается 2011 год. Он, безусловно, был насыщен преобразованиями в области традиционной энергетики. Тимур Вадимович, какие основные события вы бы выделили в области энергоэффективности?

Основные события этого года связаны с объединением усилий органов власти всех уровней по созданию механизмов для практической реализации региональных и муниципальных программ в области энерго сбережения и повышения энергетической эффективности. Ключевая роль при этом отводится мерам государственной поддержки, предусмотренным государственной программой Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года".

Российское энергетическое агентство осуществляет оперативное управление государственной программой. Мы наблюдаем серьезные сдвиги в вопросах энерго сбережения и повышения энергетической эффективности на местах, активную работу региональных и муниципальных властей по прединвестиционной подготовке энергосберегающих мероприятий и проектов, последовательному переходу к реальному снижению энергоемкости региональной и муниципальной экономики.

Основным событием, которое свидетельствует об организации совместной работы федерального центра и региональных властей стало принятие постановления правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 746 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". До конца текущего года планируется заключить соглашения о предоставлении субсидий с 55 субъектами РФ, разработавшими лучшие программы. Именно субсидии из федерального бюджета позволяют создать дополнительные условия для реализации энергосберегающих мероприятий во многих дотационных регионах.

Также в этом году при организационно-методической поддержке агентства была создана Федеральная энергосервисная компания в качестве подведомственной минэнерго организации. В качестве основных задач данной организации мы видим стимулирование развития рынка энергосервисных услуг и создания энергосервисных компаний в субъектах РФ, организацию финансирования и реализацию пилотных проектов, прежде всего в федеральной бюджетной сфере и государственной промышленности. Это, пожалуй, ключевое событие с точки зрения развития рынка энергосервиса в России и создания действенных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования.

Сейчас полным ходом идет подготовка государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Расскажите подробнее об этой системе. Из чего она состоит? Какое будет иметь значение для регионов?

Эта система представляет собой полный набор информации в области рационального использования энергетической эффективности, который включает норма тивно-правовую базу, технологии, решения, лучший российский и зарубежный опыт, шаблоны проектов и технико-экономических обоснований.

Также в системе доступны методические материалы (стандарты, типовые документы, инструкции), статистика, аналитика, обучающие и просветительские материалы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Например, в ГИС можно будет получить информацию об оснащенности приборами учета, проведенных энергетических обследованиях, реализованных энергосервисных проектах, новых технологиях и наиболее результативных мероприятиях.

Вы правильно обратили внимание на значение ГИС для регионов, ведь важность пуска ГИС еще и в том, что она станет инструментом контроля соблюдения требований Федерального закона "Об энерго сбережении и повышении энергетической эффективности" в субъектах Федерации. В первом квартале 2012 года при помощи ГИС будут опубликованы результаты первого мониторинга реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые позволят оценить результативность программных мероприятий, проследить их влияние на снижение энергоемкости валового регионального продукта, определить значения иных целевых показателей. По результатам мониторинга будет проведена оценка эффективности работы органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации региональных программ энергосбережения.

Энергоэффективность, как нам представляется, в России - понятие довольно абстрактное для многих граждан и чиновников. Тем не менее от их понимания проблем зависит общее состояние страны в этой сфере. РЭА неоднократно объявляло о том, что ведет активную пропагандистскую и обучающую деятельность. Как вы считаете, в регионы приходит понимание того, что экономить энергию - это благое дело?

Формирование культуры экономного энергопотребления - длительный и трудоемкий процесс, поэтому мы понимаем, что основная наша задача - планомерно работать над популяризацией и продвижением идей энергоэффективности. РЭА открыло "горячую линию", куда может обратиться любой человек по любому вопросу, связанному с энергосбережением. И все получают конкретные ответы. Мы создаем региональные образовательные центры, центры пропаганды, где население, коммерческие структуры и организации бюджетной сферы смогут получить необходимые консультации, узнать, какие существуют энегосберегающие объекты и технологии как в промышленности, так и в быту.

Так, в настоящее время в процессе реализации находится сразу несколько крупных региональных проектов, среди которых, например, "56 ДА энергоэффективности", который предполагает создание демонстрационных аудиторий по энергоэффективности в ведущих университетах страны. Его презентация прошла совсем недавно, однако уже намечены конкретные сроки реализации проекта. Так, в 2012 году откроется 40 демоцентров, а в 2013 году - еще 16. Этому проекту уделяется особое значение, так как, во-первых, география его очень широка, а во-вторых, он предполагает активную работу с молодежью. А вовлеченность нового поколения и есть, пожалуй, основная идея пропаганды энергоэффективности.

Также можно отметить Красноярский демонстрационный центр, рассчитанный на более широкую аудиторию. Вообще, я считаю, что подобный формат очень эффективен, ведь он позволяет непосредственно прикоснуться к энергосберегающим технологиям, а это гораздо действеннее, чем любая лекция. Поэтому мы планируем создать целую сеть таких демонстрационных площадок в регионах: подобные центры должны открыться в Екатеринбурге, Иркутске, Уфе и других городах.

Что касается активности регионов и осознания ими важности тематики, то мы регулярно проводим мониторинг региональной активности исполнения программ энергосбережения и проведения различных мероприятий, и уже сейчас можно выделить регионы - лидеры в сфере энерго сбережения. В настоящее время на передовой находится Центральный, Поволжский и Сибирский федеральные округа.

Какие основные мероприятия по пропаганде и информационной поддержке энергосбережения и повышения энергетической эффективности были проведены агентством в 2011 году?

РЭА провело серьезную работу по продвижению идей энергосбережения и созданию единой площадки для взаимодействия государства, бизнес-сообщества, институтов гражданского общества. Одной из таких площадок стала апрельская конференция "Государственная программа Российской Федерации "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года": механизмы реализации и финансирования", на которой были проанализированы положения соответствующей государственной программы, система управления и финансовые инструменты ее реализации.

Эти вопросы были затем рассмотрены на Международной конференции по энергоэффективности и возобновляемой энергетике с практической точки зрения. Конференции ENES 2011 и REenergy 2011 собрали представителей профессионального сообщества и позволили получить комплексное представление о состоянии отрасли. Были подписаны соглашения о сотрудничестве с отечественными компаниями, работающими в сфере возобновляемых источников.

Какие задачи РЭА в следующем году вы бы вынесли на первый план?

Одной из приоритетных задач является оперативное управление госпрограммой и создание условий для эффективной реализации ее мероприятий, включая предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ. Объем государственного финансирования увеличится по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее производиться он будет с учетом результатов проделанной работы. Таким образом, 2012-й станет годом реальных проектов.

Планируем приступить к созданию государственной информационной системы ТЭК в соответствии с недавно принятым ФЗ-382 от 3 декабря 2011 г. Он вступает в силу с 1 января. ГИС ТЭК позволит федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и хозяйствующим субъектам стать полноправными участниками информационного взаимодействия.

Одной из главных задач РЭА в 2012 году также станет создание условий для развития малого и среднего бизнеса в области энергосбережения. В этой связи агентство совместно с Внешэкономбанком создают Энергетическое финансовое агентство - институт, который будет обеспечивать экспертизу энергосервисных проектов и выступать гарантом их исполнения при их финансировании за счет заемных средств. Начало работы ЭФА запланировано на II квартал. Предполагается, что оно сможет обеспечивать финансирование проектов с минимальным порогом в 1 млн руб., однако будет и верхнее ограничение суммы. Скорее всего, гарантии будут предоставляться в виде ценных бумаг, которые могут стать обеспечением кредита, получаемого в других банках.

Досье

Тимур Вадимович Иванов

Родился в 1975 году в Москве. В 1997 году окончил МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет вычислительной математики и кибернетики по специальности "прикладная математика". В 2004 году окончил Международную академию маркетинга и менеджмента (МАМАРМЕН) по специальности "экономика и финансы". 1997-1999 - занимал руководящие должности в коммерческих организациях. 1999-2002 - назначен советником департамента сооружения атомных объектов Министерства Российской Федерации по атомной энергии. 2002-2006 - советник первого заместителя генерального директора по экономике и финансам - исполнительного директора ФГУП Концерна "Росэнергоатом". 2004-2006 - советник президента ЗАО "Атомстройэкспорт" (по совместительству). 2006-2008 - становится вице-президентом ЗАО "Атомстройэкспорт. 2008-2009 - занимает должность заместителя председателя правления ОАО "ИНТЕР РАО ЕЭС". В 2008 году занимал следующие должности: первый вице-президент ЗАО "Атомстройэкспорт, советник министра энергетики Российской Федерации, председатель Наблюдательного Совета SKODA JS (г. Плезень, Чехия), заместитель председателя совета директоров ОАО "РАО Энергетические системы Востока".

В 2009 году становится генеральным директором ФГУ "Российское энергетическое агентство" Минэнерго России. С 2010 года назначен ответственным секретарем рабочей группы по энергоэффективности правительственной комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса и воспроизводства минерально-сырьевой базы под председательством вице-премьера РФ И. И. Сечина. Занимает должность председателя Наблюдательного совета саморегулируемых организаций в области энергетических обследований. Женат, трое детей.

ДОСЛОВНО

Владимир Путин, председатель правительства РФ:

- Повышение энергоэффективности - один из основных приоритетов внутренней политики России. Недавний финансовый кризис обозначил необходимость заниматься данным направлением. Сейчас России как никогда нужен масштабный приток инвестиций. А они придут, если страна продемонстрирует устойчивый тренд в повышении конкурентоспособности экономики, включая массовое внедрение новых технологий.

тем временем

Россия сегодня занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на рынки топливно-энергетических ресурсов. Интересы России состоят в обеспечении дальнейшего повышения эффективности производства и экспорта всех основных видов энергоресурсов и продуктов их переработки, а также технологий, в которых российские энергетические и промышленные компании имеют конкурентные преимущества

кстати

Прогнозный топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года предусматривает снижение доли газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов с 52 до 46- 47% к 2030 году, увеличение доли нетопливных источников энергии в потреблении первичных ресурсов с 11 до 13-14%, снижение удельной энергоемкости экономики и энергетики (в 2,1-2,3 раза) при незначительном росте внутреннего потребления (в 1,4-1,6 раза), экспорта (в 1,1-1,2 раза) и производства энергоресурсов (в 1,3-1,4 раза)

справка

Российская атомная энергетика составляет 5 процентов мирового рынка атомной электрогенерации, 15 процентов мирового рынка реакторостроения, 45 процентов мирового рынка обогащения урана, 15 процентов мирового рынка конверсии отработанного топлива и обеспечивает 8 процентов мировой добычи природного урана