Общественное телевидение в Финляндии существует уже полвека.
Исторически почти весь пакет акций телерадиокомпании "Юле" принадлежит государству, которое поддерживает общественного вещателя внушительными субсидиями. Второй источник доходов "Юле" абонентская плата, которая сейчас составляет 250 евро в год. Еще примерно 24 процента всех доходов телекомпании составляет процент с доходов от рекламы, который должны выплачивать общественному телевидению коммерческие телеканалы. Иными словами, общественное телевидение в Финляндии является по сути государственным. Другой вопрос - оно имеет ряд особенностей, благодаря которым отличается от классических государственных и коммерческих телеканалов.
Во-первых, "Юле" охватывает все слои населения. Под крышей компании ведут трансляцию пять телеканалов и шесть радиостанций. Есть, например, семейный телеканал, есть культурно-исторический. Есть даже телеканал на шведском языке, на котором говорит около десяти процентов населения. Во-вторых, на всех телеканалах и радиостанциях "Юле" нет рекламы. И самое главное: основные принципы "Юле" - информировать, просвящать, развлекать. Причем строго в этом порядке. "Объективно говоря, смотреть общественное телевидение скучновато", - говорят финны. Там нет боевиков, рейтинговых сериалов, дорогих шоу-программ с участием звезд. Акцент делается на новостях, образовательных и просветительных передачах, детских программах. Есть также место спорту и музыкальным концертам.
Судя по всему, такой набор программ вполне устраивает аудиторию. Официальная статистика утверждает, что более 45 процентов жителей страны отдают предпочтение преимущественно телепередачам "Юле". Среди радиослушателей число стойких приверженцев "Юле" - свыше половины всего населения. Так что лидерство общест венного ТВ и радио на фоне всех конкурентов бесспорно.
Но у общественного телевидения есть и недостатки. Главный из них - отсутствие конкуренции. Журналисты не слишком мотивированы быстро и качественно подавать новости. Часто ведущий просто зачитывает информацию без какого-либо видеоряда. Зрители нередко жалуются на то, что программы "Юле" слишком скучные - создатели явно не стараются работать над поиском эксклюзивов, интересных поворотов в теме или ярких мнений. Нет на телевидении и аналитики - на "Юле" решили, что ее место на полосах газет.