Перезагрузка легендарной команды прошла на год раньше, чем планировали в "КАМАЗ-мастере". Но так случилось, что о завершении свой спортивной карьеры сразу после победы на "Дакаре - 2011" объявил Владимир Чагин, и тим-менеджер Семен Якубов принял решение рискнуть и передать эстафету молодежи.
- Мы и так уже сделали невозможное, сегодня даже трудно сказать, что престижнее - выиграть на "Дакаре" или выиграть у команды "КАМАЗ-мастер", - говорит корреспонденту "РГ" Семен Якубов. - Можно и дальше строгать "бедуинов" (главный трофей "Дакара" - "РГ"), но для чего? Это тормозит рост команды, в том числе и технический. Владимир Чагин должен был уйти непобежденным. Это было обязательное условие. Это было важно для имиджа команды, и для самого Чагина. Старый состав "КАМАЗ-мастер" завоевал на "Дакаре" десять побед, гораздо больше чем другие. Теперь пришла новая команда, у которой уже есть имя, техника и хорошая школа. Болельщики и журналисты говорят нам, что хотя бы одного из "старичков" надо было оставить. Но я не вижу в этом смыла: неважно сколько именитых пилотов выйдет на старт, главное, что даже своим присутствием они перекрывают дорогу молодым, а это тормозит их профессиональный рост. И тогда из них может не выйти того, что получилось из Чагина. Неважно, поднимемся мы на подиум "Дакара" в этот раз или нет, но в проигрыше команда точно не останется. Хотя лично я уверен и у меня есть на то основания, что результат будет неплохим.
В Южную Америку отправляются четыре экипажа с Эдуардом Николаевым, кстати, обладателем бронзы на прошлом "Дакаре", Андреем Каргиновым и Айратом Мардеевым. Прикрывать трио молодежи будет экипаж Ильгизара Мардеева.
Традиционно старт "Дакара" запланирован на первый день нового года, а завершится через две недели в канун старого Нового года. За это время участники ралли должны будут пройти девять тысяч километров и пересечь границы трех государств - Аргентины, Чили и Перу. Кстати, в Перу гонщики еще не были. Организаторы только-только нанесли его на карту "Дакара", чтобы усложнить задачу участникам. По данным экспедиции реконесанса, так на гонке называют разведочную группу, перуанские дюны выбьют из седла многих спортсменов.
Чтобы достойно представить свою команду, накануне молодые пилоты "КАМАЗ-мастера" прошли серьезную тренировку в Марокко, причем в тех местах, где когда-то пролегал путь "Дакара". Проехаться по трассе, где делала свои первые шаги российская команда, ребятам предложил Владимир Чагин, который теперь выступает в роли тренера.
- Этот участок около Эр-Рашидии считается самым убойным, так как здесь много камней, пересечений и русел высохших рек, - говорит Эдуард Николаев. - На старых грузовиках здесь очень сильно колотило. В этот раз Чагин проехался на наших новых машинах, поразившись, насколько комфортными стали нынешние КАМАЗы.
В марокканских песках экипажи учились штурмовать дюны, правильно откапывать машину из песка и ездить по песчаной колее. Тренировки начинались с восходом солнца и заканчивались с наступлением темноты. Хотя несколько уроков Чагин преподал пилотам за полночь, чтобы ребята научились ориентироваться в ночной пустыне.
Что касается техники, на которой "КАМАЗ-мастер" едет на "Дакар", то серьезных новшеств на этот раз команда не вносила. Это будут точно такие же машины, на которой Владимир Чагин выиграл последнюю гонку. А вот извечные оппоненты команды готовят к "Дакару" новые автомобили.
- Мы сами стимулируем их рост, - считает Семен Якубов. - Они улучшают свою технику на базе наших решений, на которые мы потратили ни один год. Не секрет, что все друг за другом подглядывают. Очевидно, что движение вперед у наших соперников очень бурное, тем более что их подогревает желание выиграть у команды "КАМАЗ-мастер". На этот раз несколько наших оппонентов, а это Алес Лопрайс на Tatra и Жерар де Рой на Iveko поведут на "Дакаре" капотный вариант машин. Автомобиль Лопрайса мы уже видели в этом году на "Шелковом пути", где его экипаж занял первое место среди грузовиков. Капотники не соответствуют регламенту FIA, но к "Дакару" все же допущены.
Приучивший за много лет россиян к своим победам, порой "КАМАЗ-мастер" предстает в СМИ некой супер-корпорацией, заводской командой, закормленной бюджетными деньгами, с которой безуспешно сражаются маленькие да хилые частные зарубежные команды, которые собирают свои машины чуть ли не в кустарных условиях в гаражах.
Чтобы понимать наивность этих представлений достаточно знать, с кем имеют дело наши пилоты на "Дакаре". К примеру, компания Жерара де Роя является крупнейшим автоперевозчиком Европы. Мало того в этом году компании Iveco и FPT Industrial окажут голландцам очень серьезную поддержку, предоставив для соревнований автомобили, запасные части и силовые агрегаты. При этом, тремя из пяти автомобилей будут управлять суперпилоты Мики Биазон (победитель ралли "Дакар-1999"), Жерар де Рой и Ханс Стейси (победитель ралли "Дакар-2007"). Еще четыре автомобиля Iveko будут обеспечивать поддержку экипажа во время соревнований.
Кроме того, четыре грузовика выставит на гонку MAN. О том насколько важна победа, говорит лишь то, какие для этого мобилизованы все ресурсы - новейшие конструктивные разработки завода. И конечно за рулем одного из них поедет Франц Эхтер, который, между прочим, является профессиональным испытателем военной техники компании. Причем, когда в прошлом году на "Дакаре" Эхтер пришел пятым после четырех КАМАЗов, у себя на Родине он предстал настоящим героем, гордился своей победой. MAN такую рекламу себе устроил, заявив, что был сразу за КАМАЗами. И ничего, что пятым!
Пожалуй, в лучшей своей форме за последние несколько лет находится Tatra. Молодой Лопрайс после победы на последнем "Шелковом пути" почувствовал себя довольно уверенно. Хорошо зарекомендовал себя и дебютировавший впервые в России новый гоночный грузовик чехов. Это капотник с немецким турбодизелем Deutz. В плане выбора двигателя чехи не так патриотичны, как камазовцы, которые на протяжении многих лет не изменяют ярославскому "ветерану" ЯМЗ-8463.10.
То, что российский двигатель почти 40-летней давности наравне конкурирует с самыми современными образцами западной инженерной мысли лишний раз говорит о знаниях и умениях российской команды. При этом злые языки частенько упрекают "КАМАЗ-мастер" в использовании несерийных деталей и запчастей иностранного производства. На что Семен Якубов всегда отшучивается: "Наши конкуренты тоже ездят на зарубежных деталях, почему же они тогда не выигрывают?"