Провал реформирования такой важнейшей отрасли, как электроэнергетика, уже давно не вызывает сомнений у специалистов. Свидетельство тому - явное снижение надежности и рост аварийности, достигший беспрецедентных событий (московский блэк-аут, саяно-шушенская катастрофа, "ледяной дождь"). Продолжительность отключений потребителей выросла на порядок и достигла 600 минут в год даже в одной из лучших сетевых компаний. Что это: естественный результат старения или пресловутый человеческий фактор, который мы рассматриваем только на уровне конкретных руководителей? Такой подход игнорирует основные факторы, влияющие на надежность, эффективность и доступность энергоснабжения.
С точки зрения академического понятия, "Единая энергосистема" - чрезвычайно специфический объект, являющийся классическим примером Большой управляемой системы (БУС). Это сложный интегральный объект, в котором все протекающие технологические процессы взаимосвязаны. Такие объекты не подлежат фрагментарному анализу из-за его непредставительности и ошибочности по общим выводам. Меры по изменению характеристик отдельных звеньев БУС даже в явную сторону могут нанести неисправимый ущерб объекту в целом из-за нарушения других взаимосвязанных функций.
Однако столь предельно четкие системные особенности электроэнергетики, подлежащие обязательному учету при выборе структуры управления, были проигнорированы. При реформировании электроэнергетики все виды энергобизнесов, связанные с мгновенно протекающими процессами, разделили по независимым компаниям на генерацию, транспорт, распределение, сбыт и "усилили" диспетчерское управление за счет АО-Энерго. При этом генерацию и сбыт назвали конкурентным, а транспорт и распределение - неконкурентным бизнесом.
Принципиальную российскую особенность - централизованное теплоснабжение крупных городов, включая мегаполисы, - пустили в свободное плавание. Полностью прекратилась координация взаимосвязанных температурных и гидравлических режимов. Системному оператору (Московскому РДУ) передана только функция управления электрическими режимами, хотя отпуск тепла зимой полностью определяет объем, генерацию ТЭЦ, а нарушение режима теплоснабжения ведет к взрывному росту электропотребления, усугубляя аварии.
После ликвидации диспетчерских служб в АО-Энерго и передачи функций в РДУ условия прохождения диспетчерских команд на объекты и достоверность информации с объектов в РДУ изменились. Диспетчер РДУ стал передавать команды персоналу компаний других собственников, то есть в иное имущественное и контрактное пространство. Это чревато потерей времени на согласование. Информация с объектов по заявкам и внезапным остановкам уже не проходит открытый компетентный анализ технических и диспетчерских служб региональных компаний.
Таким образом, единый взаимосвязанный энергокомплекс на федеральном и региональном уровнях оказался дезинтегрированным. Эффект масштаба в такой системе отсутствует. Программу развития электроэнергетики невозможно согласовать и скоординировать по срокам между исполнителями, поэтому идет сплошная актуализация с колоссальной потерей темпов и средств. Отсутствует долгосрочный оптовый анализ, способный воссоздать энергомашиностроительный и энергостроительный комплексы - основные факторы энергетической безопасности, снижения затрат и повышения качества работ. Системная оптимизация, являющаяся гордостью нашей электроэнергетики, на которую перешли в последние годы все развитые страны, практически потеряна. Один из основных показателей эффективности - топливоиспользование - уже не является приоритетом и отчетным показателем для Системного оператора и других государственных компаний. Итог - пятилетняя стагнация удельных расходов топлива.
При этом "четвертованную" по видам бизнеса отрасль пытаются заставить эффективно решать текущие и перспективные вопросы. Большие ежегодные вводы энергомощности (6-7 гВт) в 2011-2012 годах не должны никого успокаивать. Во-первых, это отложенные стройки последних пяти лет. Во-вторых, это в основном ПГУ и ГТУ ТЭЦ. Стоимость и объемы строительно-монтажных работ по сравнению с угольными электростанциями на таких блоках в 2-3 раза меньше. Но договоры поставки мощности (ДПМ) заканчиваются в 2014 году, а проблемы модернизации отрасли надо решать ежегодно.
Задачи управления и развития электроэнергетики чрезвычайно трудно решать, в том числе и из-за беспрецедентного ослабления аппарата минэнерго, где после сокращения штата осталось всего 350 сотрудников, из которых около 70 можно отнести к электроэнергетике. Такого количества управленцев явно недостаточно, чтобы неформально контролировать оперативные вопросы, обеспечивать координацию работы смежников по перспективному развитию. Подготовка новой нормативной базы, адекватной рыночным условиям, оказывается вообще неподъемной задачей.
Имеются и другие принципиальные проблемы, прямо определяющие эффективность текущей и перспективной деятельности. Во-первых, действующая модель рынка электроэнергии предусматривает продажу не по усредненной цене, как это было при госрегулировании, а по максимальной стоимостной заявке электростанции суточного баланса. Произошло превращение ФОРЭМ в сверхприбыльный рынок продавца, который обременяет потребителей на сотни миллиардов рублей. Такого рынка нет ни в одной развитой и даже развивающейся стране мира. Разработчики должны были знать, что даже теоретически такая модель возможна при резервах 30-35%, при этом резервах равноэкономичных (отличие от ценовой заявки не более 10-15%). Конечно, у нас этого нет ни в одной ценовой зоне. Предпринятые в последнее время правительством РФ меры снизили стоимость энергии, но общего дефекта модели не устранили.
Во-вторых, сегодня развитие электроэнергетики в основном финансируется за счет тарифов, что серьезно увеличивает стоимость электроэнергии. Энергокомпании берут кредиты под тарифные гарантии с процентной ставкой, в 5 раз превышающей ставку западных банков. Срок предоставления кредитов в 2-3 раза превосходит сроки зарубежных банков. Отсутствует также общепринятая в мире практика четкого разделения схем финансирования простого и расширенного производства: первое - за счет тарифной составляющей, второе - за счет прямого бюджетного финансирования различных моделей ГЧП, проектного финансирования и государственных гарантий. Отрицательно влияет на экономическую привлекательность инвестиций в электроэнергетике отсутствие долгосрочных контрактов на покупку топлива, его транспортировку, продажу тепловой и электрической энергии. Взаимоответственность сторон, сроки контрактов, формула цены - решающие факторы для льготных условий финансирования.
В-третьих, основным условием для эффективной реализации любых планов развития является наличие мощного национального энергомашиностроительного и энергостроительного комплексов. В стратегии развития крупнейших энергокомпаний мира это одно из основных направлений. В России этой проблеме практически не уделяют внимания, как и НИОКРу. Необходимо, чтобы при внедрении противозатратных мер в отрасли эти направления не потерялись совсем.