Уходящий год вызывает у меня довольно сложные чувства. С одной стороны, это неудовлетворенность, связанная с тем, что послекризисное восстановление машиностроения идет недостаточно высокими темпами, с тем, что наши усилия по решению проблем, сдерживающих динамику роста промышленного производства, его модернизацию, пока еще не дали должного результата.
С другой стороны, нынешний год дает основания и для оптимизма. Произошел ряд событий, которые я бы не побоялся назвать знаковыми. Среди них прежде всего назову съезд Союза машиностроителей России, на котором было глубоко проанализировано нынешнее состояние обрабатывающего сектора отечественной экономики, и на этой основе выработан комплекс мер, направленных на решение проблем промышленного развития. На съезде был поставлен ряд актуальных для промышленного сообщества вопросов. Среди них вопрос о необходимости формирования механизма перераспределения средств и оптимизации налогообложения в интересах развития обрабатывающего сектора экономики, проблемы оборонно-промышленного комплекса как основы инновационного развития экономики, гособоронзаказа, содержания мобрезервов, государственной поддержки отечественного производителя в условиях вступления России в ВТО. Многие из поставленных вопросов вскоре после съезда переведены им в стадию решения.
Из других значимых событий назову те, которые связаны с реализацией молодежной политики Союза машиностроителей России, направленной на привлечение в промышленность молодежи в целях усиления ее кадрового потенциала. Это прежде всего осуществление уникального по замыслу и содержанию проекта "Национальная научно-техническая конференция" (ННТК), инициатором, разработчиком и организатором которого является наш Союз. Проект стал победителем конкурса грантов социально значимых проектов, средства на который были выделены в рамках распоряжения президента РФ. Следует подчеркнуть тот огромный интерес, который вызвал проект у интеллектуальной молодежи и предприятий. Всего поступило более 300 инновационных разработок, из которых лучшие отбирались для участия в финальной стадии.
Одним из наиболее значимых мероприятий стало проведение образовательного сервиса ННТК на Первом международном промышленном молодежном форуме "Инженеры будущего", состоявшемся в июле 2011 года на Байкале. Здесь собралось более 1200 молодых ученых, инженеров, аспирантов, студентов, представляющих более 350 предприятий, 54 вуза из 56 регионов России и 32 зарубежных страны. Форум стал главной проверкой сил молодых инженеров перед финальным этапом защиты в Москве.
На ХIV Всероссийской конференции молодых ученых и специалистов "Будущее машиностроения России" в МГТУ им. Н.Э. Баумана были определены победители.
Большой общественный резонанс и прорывные результаты реализации проекта "Научно-техническая конференция", активное участие в нем интеллектуальной российской молодежи, со всей очевидностью подчеркнули его актуальность и значимость в контексте Стратегии инновационного развития России.
Главная стратегическая задача на ближайшую перспективу состоит в воссоздании индустриальной базы для реализации формирующихся результатов инновационной деятельности, воплощения их в высокотехнологическую конкурентоспособную продукцию. Иными словами, необходима реиндустриализация (повторная индустриализация), которая должна основываться на собственных заделах и перспективных НИОКР с использованием в первую очередь потенциала оборонно-промышленного комплекса и аэрокосмической индустрии. Ведь во всем мире именно эти отрасли дают свыше 50% инноваций. Причем осуществлять реиндустриализацию следует с использованием реинноваций (повторных инноваций), развивая заимствованные технологии и лучшие практики.
Для этого необходимо в полной мере использовать привлекательность российского рынка в силу его значительной емкости, которая сформирована как отложенной модернизацией производства, так и созданием единого таможенного пространства. В этой связи наиважнейшей задачей представляется скорейшее формирование с учетом мнения различных слоев гражданского общества государственной промышленной политики и ее законодательного оформления. Необходимо также усиление мер нетарифного государственного протекционизма в отношении отечественных производителей промышленной продукции в свете вступления России в ВТО.
Если говорить о перспективах развития машиностроения, то следует отметить, что в посткризисный период оно вновь демонстрирует неплохие темпы роста. Однако заявлять о преодолении системных проблем, препятствующих развитию машиностроения, пока преждевременно. Главная из них - это физический и моральный износ основных средств производства.
Тем не менее можно констатировать, что Россия, несмотря на трудности развития в 90-е годы, недавний финансово-экономический кризис, сохранила ведущие позиции в мировой экономике в области создания продукции оборонного назначения, производства космических аппаратов и ракетоносителей, атомного и энергетического машиностроения, отдельных направлений авиа- и судостроения и ряде других отраслей ОПК, имеющих существенный инновационный задел. А это значит, что отечественное машиностроение способно выполнить свою базисную роль в модернизации российской экономики и в ее переходе на инновационную траекторию развития.