Федеральная налоговая служба подвела предварительные итоги работы ФНС России в 2011 году, выделив основные тренды налогового администрирования. Как отметил Михаил Мишустин, руководитель ФНС РФ, на протяжении всего года наблюдался высокий рост налоговых поступлений. Ожидается, что в 2011 году в консолидированный бюджет РФ поступит 9 трлн рублей, что на 27% больше по сравнению с 2010 г.
Руководитель налоговой службы обратил внимание на то, что в последнее время ФНС РФ уделяет большое внимание созданию удобных и комфортных условий для налогоплательщиков. На интернет-сайте службы представлены 22-онлайн сервиса, в открытом доступе размещена база разъяснений ФНС, работает личный кабинет и т.д.
Важнейшим целевым ориентиром для службы Михаил Мишустин назвал сокращение числа споров, решаемых в судебном порядке с участием налоговых органов. Кроме того, службе удалось добиться резкого снижения количества выездных налоговых проверок, повысив при этом их эффективность. Если раньше проверялся каждый десятый налогоплательщик, то теперь только один из 100.
Эксперты отмечают, что действительно служба меняется, есть положительные моменты, но до идеальных отношений пока далеко. "Как клиент, который оценивает ФНС не по количеству собранных налогов, а по качеству работы и уровню обслуживания, могу сказать одно: лицом к клиенту налоговики пока не повернулись, - говорит Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам". - Хотя глава ФНС и просил, и приказывал своим сотрудникам изменить отношение к налогоплательщикам, стать вежливыми и терпимыми".
При этом эксперт отметила, что есть улучшения во взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков в области оказания услуг с использованием различных интернет-ресурсов. Хорошо пополняется информация на сайте nalog.ru и сайтах налоговых инспекций в регионах. "Такие полезные ресурсы, с одной стороны, облегчают взаимодействие налогоплательщика с ФНС, экономят его время, но, с другой стороны, создают новые проблемы, - заметила Ольга Пономарева. - Возьмем, например, порядок внесения изменений в ЕГРЮЛ - теперь все переведено в электронный формат, убрали элемент коррупции. Но если случай налогоплательщика хоть как-то отходит от рамок обычного, например, когда по вине налоговой инспекции в базу ЕГРЮЛ вносятся неверные сведения, то бремя на исправление данных ложится на плечи тех, кто ничего при этом не нарушил. Вступают в силу "местечковые требования", мнение клерка, который вносит изменения, может не совпадать с мнением другого налогового клерка, который принимает решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Внести изменения в ЕГРЮЛ становится великой проблемой".
Эксперты отмечают, что в общем там, где есть прописанные процедуры, сотрудники ФНС им следуют, и общение происходит быстро и без сбоев, но когда есть хоть какое-то отступление от прописанной процедуры, то налоговики руководствуются тем, что "а у нас в инспекции такие правила" и "моя хата с краю".
"На мой взгляд, это отражает реальное отношение представителей ФНС к налогоплательщикам, поэтому нормального контакта между налогоплательщиком и налоговиками достигнуть не получается - стороны по-прежнему недовольны друг другом", - заметила Ольга Пономарева.