Евгений Шестаков
Россия больше не видит себя частью современной Европы. Идея создания единого европейского пространства от Владивостока до Бреста провалилась. Стремительные изменения, которые испытывает европейская модель, заставляют Москву с предельной осторожностью воспринимать любые долгосрочные проекты с участием Старого света. Большинство российских политологов сходятся в том, что Европу ждут мрачные времена. Кризис привел к небывалому всплеску национального эгоизма в Евросоюзе, когда всех участников проекта волнует только собственное благополучие. Немецко-французскому альянсу не хватает мощности, чтобы спасти экономику всей Европы. Но независимо от того, станет ли ЕС сетевой структурой, где ее члены смогут участвовать только в тех программах, которые им будут выгодны, или же, напротив, произойдет дополнительная централизация в управлении Евросоюзом, России придется пересматривать свои отношения с этой организацией. Недавний визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Бонн, где он принимал участие в международной конференции по Афганистану, в Вильнюс - на конференцию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и в Брюссель на Совет Россия-НАТО продемонстрировал: партнерские отношения между Россией и Европой находятся в серьезном кризисе.
Попытки Москвы защитить свои стратегические интересы вызывают открытое противодействие со стороны государств, входящих в ЕС, которые не хотят с этими интересами считаться. Представители Европы непрерывно смотрят на США, ориентируясь в своих политических решениях прежде всего на позицию Вашингтона. Принцип "что хорошо для Америки, подойдет и для Европы" заметно доминировал на всех международных встречах, в которых принимал участие Лавров.
Ослабление Европы и ее постепенная самоликвидация в качестве самостоятельного внешнеполитического игрока заставляют Москву пристально наблюдать за тем, что происходит в Вашингтоне. Такая стратегия вызывает откровенную обиду у отдельных стран - традиционных партнеров России в Европе. Но, по большому счету, они, будучи скованными общеевропейской дисциплиной, ничего предложить России не в состоянии. Единственный проект, где Россия и Европа могли по-настоящему стать стратегическими партнерами на десятилетия вперед, - европейская система противоракетной обороны. Но под давлением США европейцы отказались сотрудничать в этом вопросе с Москвой.
Очевидный кризис доверия в отношениях между Европой и Россией будет только набирать обороты. Многие ранее запущенные программы сотрудничества сегодня работают по инерции, а новые практически не появляются. Отсутствие прогресса на ключевых направлениях, имеющих непосредственное отношение к безопасности России, неизбежно приведет к постепенному сворачиванию сотрудничества по всему спектру двусторонних отношений с Западом.
Тем не менее, сценарий превращения Европы из стратегического партнера Москвы в ее потенциального противника выглядит маловероятным. В случае избрания Владимира Путина на пост президента России, скорее речь пойдет о постепенном сворачивании отдельных, периферийных направлений сотрудничества. Однако основные "треки" - борьба с терроризмом, наркотрафиком, транзит грузов в Афганистан, не подвернутся ревизии. Россия будет защищать свои геополитические интересы, но, прежде всего, ориентироваться на регионы, которые считает традиционными зонами своего влияния. Одновременно Москва продолжит попытки договориться с американской стороной об общих международных стандартах поведения в мире, поскольку отдельно с Евросоюзом на эту тему в дальнейшем говорить не имеет смысла.
Нельзя исключать, что в экономическом ослаблении ЕС, российский бизнес увидит шанс для расширения зоны своего влияния. Невзирая на неблагоприятный политический климат, он продолжит инвестиционную экспансию в Европу. Но очевидно, что такие шаги будут заранее согласованы с Кремлем. Ситуация будет напоминать отношения между Москвой и Лондоном, когда российско-британские разногласия существующие в политике, не привели к сворачиванию экономического сотрудничества между странами. Можно предположить, что аналогичная модель партнерства будет реализована в случае негативного сценария в отношениях между Россией и ЕС.
Ключевым решением, способным восстановить доверие России к обновленному Евросоюзу, могут стать договоренности по европейской системе противоракетной обороны. Москва считает, что отказ Запада предоставить юридически обязывающие гарантии безопасности при развертывании ПРО, угрожает ее стратегическим интересам. В том случае, если на предстоящем в 2012 году саммите альянса в Чикаго, европейцы договорятся с американской администрацией о гарантиях для Москвы, или, хотя бы, примут "дорожную карту" для реализации таких гарантий, это станет отправной точкой в отношении других совместных проектов между Европой и Россией.
Еще одним позитивным шагом, демонстрирующим желание Старого света привлечь Россию к решению экономических проблем Евросоюза, могла бы стать реанимация "евротройки" с участием Франции и Германии.
И, наконец, Европе предстоит отказаться от искусственно подогреваемого страха перед тем, что "русские идут". Процесс экономического встраивания России в систему обновленного Евросоюза позволит сторонам преодолеть кризис доверия друг к другу и существенно расширит число "треков", где Москва и Брюссель смогут в дальнейшем эффективно сотрудничать.
Также доступна английская версия статьи