Россия больше не видит себя частью современной Европы

Евгений Шестаков

Россия больше не видит себя частью современной Европы. Идея создания единого европейского пространства от Владивостока до Бреста провалилась. Стремительные изменения, которые испытывает европейская модель, заставляют Москву с предельной осторожностью воспринимать любые долгосрочные проекты с участием Старого света. Большинство российских политологов сходятся в том, что Европу ждут мрачные времена. Кризис привел к небывалому всплеску национального эгоизма в Евросоюзе, когда всех участников проекта волнует только собственное благополучие. Немецко-французскому альянсу не хватает мощности, чтобы спасти экономику всей Европы. Но независимо от того, станет ли ЕС сетевой структурой, где ее члены смогут участвовать только в тех программах, которые им будут выгодны, или же, напротив, произойдет дополнительная централизация в управлении Евросоюзом, России придется пересматривать свои отношения с этой организацией. Недавний визит министра иностранных дел Сергея Лаврова в Бонн, где он принимал участие в международной конференции по Афганистану, в Вильнюс - на конференцию Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, и в Брюссель на Совет Россия-НАТО продемонстрировал: партнерские отношения между Россией и Европой находятся в серьезном кризисе.

Попытки Москвы защитить свои стратегические интересы вызывают открытое противодействие со стороны государств, входящих в ЕС, которые не хотят с этими интересами считаться. Представители Европы непрерывно смотрят на США, ориентируясь в своих политических решениях прежде всего на позицию Вашингтона. Принцип "что хорошо для Америки, подойдет и для Европы" заметно доминировал на всех международных встречах, в которых принимал участие Лавров.

Ослабление Европы и ее постепенная самоликвидация в качестве самостоятельного внешнеполитического игрока заставляют Москву пристально наблюдать за тем, что происходит в Вашингтоне. Такая стратегия вызывает откровенную обиду у отдельных стран - традиционных партнеров России в Европе. Но, по большому счету, они, будучи скованными общеевропейской дисциплиной, ничего предложить России не в состоянии. Единственный проект, где Россия и Европа могли по-настоящему стать стратегическими партнерами на десятилетия вперед, - европейская система противоракетной обороны. Но под давлением США европейцы отказались сотрудничать в этом вопросе с Москвой.

Очевидный кризис доверия в отношениях между Европой и Россией будет только набирать обороты. Многие ранее запущенные программы сотрудничества сегодня работают по инерции, а новые практически не появляются. Отсутствие прогресса на ключевых направлениях, имеющих непосредственное отношение к безопасности России, неизбежно приведет к постепенному сворачиванию сотрудничества по всему спектру двусторонних отношений с Западом.

Тем не менее, сценарий превращения Европы из стратегического партнера Москвы в ее потенциального противника выглядит маловероятным. В случае избрания Владимира Путина на пост президента России, скорее речь пойдет о постепенном сворачивании отдельных, периферийных направлений сотрудничества. Однако основные "треки" - борьба с терроризмом, наркотрафиком, транзит грузов в Афганистан, не подвернутся ревизии. Россия будет защищать свои геополитические интересы, но, прежде всего,  ориентироваться на регионы, которые считает традиционными зонами своего влияния. Одновременно Москва продолжит попытки договориться с американской стороной об общих международных стандартах поведения в мире, поскольку отдельно с Евросоюзом на эту тему в дальнейшем говорить не имеет смысла.

Нельзя исключать, что в экономическом ослаблении ЕС, российский бизнес увидит шанс для расширения зоны своего влияния. Невзирая на неблагоприятный политический климат, он продолжит инвестиционную экспансию в Европу. Но очевидно, что такие шаги будут заранее согласованы с Кремлем. Ситуация будет напоминать отношения  между Москвой и Лондоном, когда российско-британские разногласия существующие в политике, не привели к сворачиванию экономического сотрудничества между странами. Можно предположить, что аналогичная модель партнерства будет реализована в случае негативного сценария в отношениях между Россией и ЕС.

Ключевым решением, способным восстановить доверие России к обновленному Евросоюзу, могут стать договоренности по европейской системе противоракетной обороны. Москва считает, что отказ Запада предоставить юридически обязывающие гарантии безопасности при развертывании ПРО, угрожает ее стратегическим интересам. В том случае, если на предстоящем в 2012 году саммите альянса в Чикаго, европейцы договорятся с американской администрацией о гарантиях для Москвы, или, хотя бы, примут "дорожную карту" для реализации таких гарантий, это станет отправной точкой в отношении других совместных проектов между Европой и Россией.

Еще одним позитивным шагом, демонстрирующим желание Старого света привлечь Россию к решению экономических проблем Евросоюза, могла бы стать реанимация "евротройки" с участием Франции и Германии.

И, наконец, Европе предстоит отказаться от искусственно подогреваемого страха перед тем, что "русские идут". Процесс экономического встраивания России в систему обновленного Евросоюза позволит сторонам преодолеть кризис доверия друг к другу и существенно расширит число "треков", где Москва и Брюссель смогут в дальнейшем эффективно сотрудничать.

Также доступна английская версия статьи