На всех этапах развития российско-белорусской интеграции нашими государствами уделялось и уделяется значительное внимание проблематике обеспечения равенства прав граждан. Еще в рамках Сообщества Беларуси и России, Союза Беларуси и России были приняты решения, направленные на обеспечение определенного уровня прав белорусов и россиян на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий; на получение всесторонней медицинской помощи и образования; на приобретение в собственность, владение, пользование и распоряжение имуществом...
Одним из наиболее значительных решений, принятых в этой области, является российско-белорусский Договор о равных правах граждан, заключенный 25 декабря 1998 года. В соответствии с Договором граждане России и Беларуси получили возможность на равных условиях пользоваться правами на труд (включая право на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий), на медицинское обслуживание, на образование и т.д. на паритетных началах.
Именно благодаря заключению Договора государственные и иные органы России и Беларуси получили целевую установку на обеспечение реализации прав граждан Союзного государства в равном объеме.
Вместе с тем, несмотря на значимость Договора о равных правах граждан в сфере обеспечения равных прав, он носит в основном рамочный характер. Для дальнейшего обеспечения равенства прав граждан Беларуси и России потребовались развитие содержащихся в нем положений, подготовка соответствующих межгосударственных соглашений.
Следующим этапом стало заключение Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. Одной из важнейших целей Союзного государства было провозглашено проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Нужно отметить, что вопросы равенства прав граждан Союзного государства неоднократно рассматривались на самом высоком уровне - президентами и премьерами Беларуси и России. Реализуя позицию обоих государств по этому вопросу, еще в 2004 году Совет Министров Союзного государства утвердил План мероприятий по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России. В нем содержались конкретные мероприятия, связанные с унификацией действующего белорусского и российского законодательств, подготовкой ряда межгосударственных нормативных правовых актов в сфере обеспечения равных прав граждан Беларуси и России. 22 апреля 2005 года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства президенты Республики Беларусь и Российской Федерации провозгласили, что и в России, и в Беларуси граждане должны чувствовать себя одинаково уверенно и социально комфортно, а 2005 год должен быть посвящен проблеме обеспечения равенства наших граждан. В развитие озвученных президентских тезисов органами государственного управления России и Беларуси были подготовлены международные договоры в области обеспечения равных прав граждан.
В январе 2006 года на очередном заседании Высшего Госсовета Союзного государства президенты Беларуси и России подписали пакет значимых международных договоров, определивших порядок реализации ряда гражданских и социальных прав граждан Союзного государства, механизмы их обеспечения со стороны государств - участников Союзного государства.
Следует отметить, что позитивное влияние на решение вопросов в этой сфере оказывает и согласование подходов и направлений миграционной политики Беларуси и России, в том числе по направлениям внешней трудовой миграции. Еще в 2004 году Беларусь и Россия заключили межправительственное соглашение об использовании миграционной карты единого образца. Особенно важно для наших граждан, что этим Соглашением граждане государств - участников Союзного государства освобождены от обязанности заполнения миграционной карты при въезде на территорию одного из государств-участников. В этом Соглашении впервые белорусы и россияне были взаимно исключены из перечня иностранных граждан.
В 2005 году Советом Министров Союзного государства приняты Основные направления миграционной политики на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства. Документ представляет собой систему взглядов, принципов и направлений деятельности органов государственной власти обоих государств в области регулирования миграционных процессов. Работа по данному направлению интеграционного взаимодействия Беларуси и России всегда находится в центре внимания высших органов Союзного государства. На прошедшем 25 ноября 2011 года в г. Москве заседании Высшего Госсовета Союзного государства рассматривался вопрос о формировании единого миграционного пространства Союзного государства. Министерствам и ведомствам Беларуси и России поручено продолжить работу в данном направлении. В рамках реализации данного поручения 25 ноября 2011 года подписан Протокол о внесении дополнения в Соглашение между Правительством РБ и Правительством РФ об использовании миграционной карты единого образца.
Вступление в силу и реализация на практике вышеуказанных международных документов позволила урегулировать, пожалуй, самые острые животрепещущие проблемы, с которыми сталкиваются граждане Беларуси и России. Так, с принятием Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения во многие вопросы, связанные с социальным и пенсионным обеспечением граждан Союзного государства, внесена определенная ясность, по сути, нивелирующая опасения трудящихся-мигрантов обоих государств - участников Союзного государства осуществлять свою трудовую деятельность не в государстве своего проживания.
Договором подробно урегулированы вопросы государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц граждан Союзного государства и членов их семей.
В частности, при определении права на пенсию граждан Союзного государства учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств - участников Союзного государства. Данным Договором также упорядочены процедуры выплат ряда пособий (по временной нетрудоспособности и материнству, по безработице, для семей с детьми, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, на погребение) постоянно проживающим гражданам государством их проживания и определен механизм их финансирования.
Соглашение о порядке оказания медицинской помощи гражданам России в учреждениях здравоохранения Беларуси и гражданам Беларуси в учреждениях здравоохранения России решает ряд насущных проблем, связанных с предоставлением медицинской помощи. Соглашение об обеспечении равных прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства позволяет освободить граждан Беларуси и России от обязанности регистрации в компетентных органах в течение 30 дней с даты въезда. Соглашением также установлена упрощенная процедура получения вида на жительство для граждан РБ и РФ: факт принадлежности к гражданству России или Беларуси будет являться основанием для подачи заявления о выдаче вида на жительство без учета срока временного пребывания и получения разрешения на временное проживание).
В то же время на сегодняшний день в соответствии с национальными законодательными актами государств - участников Союзного государства граждане Беларуси на территории России, так же как и граждане России на территории Беларуси, обладают статусом иностранных граждан. Тем самым налагается ряд ограничений на осуществление ими прав и свобод, как на иностранных граждан. Но поскольку, как указывалось выше, между государствами сформирована международная правовая база, регулирующая вопросы обеспечения и реализации равных прав граждан, на белорусов в России и россиян в Беларуси распространяются положения национальных законодательств, регулирующих правовое положение иностранных граждан только в той мере, в которой они не противоречат международным договорам, заключенным в рамках построения Союзного государства. Правовое положение белоруса в России, как и россиянина в Беларуси, в первую очередь зависит от его правового статуса нахождения на территории России или Беларуси. Так, например, согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящимися в России признаются временно пребывающие, временно проживающие и постоянно проживающие иностранные граждане.
Количество прав и обязанностей, возлагаемых на иностранного гражданина Российским государством, а также объем предоставляемого ему социального обеспечения напрямую зависят от статуса нахождения иностранного гражданина в России. В то же время заключенные в рамках Союзного государства международные договоры позволяют белорусским гражданам (в отличие от граждан других государств) свободно выбирать статус своего нахождения в России в зависимости от того объема прав и обязанностей, которые они предполагают осуществлять в России. Поскольку РБ и РФ являются также участниками ряда международных договоров в таких сферах, как трудовые отношения, социальное обеспечение, оказание медицинской помощи, налогообложение, образование и др., то белорусские граждане, находясь в определенном указанными договорами правовом статусе пребывания в России, имеют равные (приравненные) с гражданами России права. Объем прав, реализация которых возможна белорусскими гражданами в зависимости от статуса своего нахождения в Российской Федерации, представлен в таблице (ниже).
Правотворческая деятельность государственных органов не остановилась на решении только тех вопросов, которые упоминаются в данной статье. Миграционные вопросы, вопросы социального и пенсионного обеспечения представляют собой очень сложный и объемный правовой блок. Решить их путем принятия одного только договора невозможно. Нужно сказать, что в настоящее время разрабатывается программа Союзного государства, призванная решить комплекс проблем, возникающих в сфере формирования единого миграционного пространства. Кроме того, мы надеемся, что в дальнейшем государства - участники Союзного государства интенсифицируют процесс дальнейшего "уравнивания" прав граждан государств - участников Союзного государства. В частности, должны быть урегулированы права граждан, временно пребывающих на территории одного из государств - участников Союзного государства; вопросы пенсионного, социального и медицинского обеспечения ряда специальных категорий граждан - студентов, государственных служащих, военнослужащих, членов семьи работников.