Следствие выдвигает новые версии катастрофы, произошедшей в ночь с 13 на 14 января на итальянском круизном лайнере "Конкордия".
Капитан судна 52-летний Франческо Скеттино и его первый помощник Чиро Амбросио находятся с субботы в следственном изоляторе. Прокуратура города Гроссето, возбудившая по факту аварии уголовное дело, вменяет в вину Скеттино халатное отношение к должностным обязанностям, непреднамеренное убийство и бегство с корабля во время проведения спасательной операции.
Ключевые вопросы, на которые ищет ответ следствие: как "Конкордия" смогла уклониться от заданного курса на 3 - 4 морских мили и почему пассажиры не были предупреждены о катастрофе и грозящей им опасности вовремя? По одной из последних версий следствия, уклонение от заданного маршрута произошло по решению капитана, который сменил курс из-за пробоины в днище судна. Но случилось это не возле острова Джильо (как предполагаюсь ранее), а в нескольких милях от него. В то же время первоначальное предположение о том, что судно наткнулось на риф непосредственно около острова, продолжает изучаться.
Появилась и другая гипотеза - Скеттино намеренно подплыл близко к острову, чтобы поприветствовать его жителей. Так поступил в августе 2011 года его коллега с "Конкордии" капитан Массимо Каллисто Гарбарино. Появилось также абсурдное и далекое, на первый взгляд, от здравого смысла предположение, которое тем не менее имеет право на существование. По одной из легенд, ходивших среди экипажа, в день крушения капитан вызвал на свой мостик бывшего повара и ответственного за кемпинг, уроженца острова Джильо Антонелло Тиеволи и сообщил ему следующее: "Антонелло, смотри, мы находимся у берегов твоего Джильо".
В первый день расследования в качестве одной из причин крушения рассматривался технический сбой в электронике судна. На данном этапе эту гипотезу можно с определенной долей уверенности причислить к разряду непопулярных. По мнению большинства экспертов, с технической точки зрения лайнер относится к категории защищенных - его радарная система считается одной из лучших, существующих на сегодняшний день. Более того, поскольку на судне находились запасные генераторы электричества, "блэк-аут" не мог быть вызван выходом из строя основного генератора. Тем не менее версия капитана о том, что навигационная аппаратура судна была неисправна, следователями со счетов также не сбрасывается. На данный момент очевидным является одно: ни одна из вышеуказанных гипотез не может считаться окончательной, пока не будет завершена расшифровка информации с "черного ящика", где записаны данные с радара и разговоры на капитанском мостике.
"Черный ящик" уже "заговорил". Первая считанная с него информация указывает на то, что "Конкордия" находилась всего в 150 метрах от берега, то есть там, где лайнера не должно было быть по определению. Почему он там оказался и по чьей вине, предстоит выяснить в ближайшее время. Своим мнением по поводу причин крушения поделился министр обороны Италии адмирал Джампаоло Ди Паола. "На мой взгляд, причиной аварии был человеческий фактор. К сожалению, иногда подобное происходит. Судам такого типа и габаритов нельзя так близко подплывать к берегу, возле которого есть опасность сесть на мель", - подчеркнул адмирал Ди Паола.
Алессандро Джианни,
исполнительный директор "Гринпис Италия"
- Главной проблемой этой катастрофы может стать разлив 2,4 тысячи тонн топлива. Для сравнения: при крушении судна "Рена" у берегов Новой Зеландии вытекло только 400 тонн горючего. Но это стало причиной гибели 20 тысяч птиц. Причем тогда корабль находился в 10 километрах от берега. Опасность ситуации с "Конкордией" состоит не только в разливе топлива, но и попадании в воду других химических веществ, находящихся на корабле: красителей, батарей и, возможно, асбеста, смазочных материалов. Произойдет или нет экологическая катастрофа зависит от поведения моря. Чем оно будет спокойнее, тем быстрее будут ликвидированы последствия аварии. Насколько я знаю, состоянием топливных цистерн на лайнере пока никто не занимался. Как только это произойдет, появится необходимость скачать горючее. Но для этого его потребуется предварительно разогреть".
Кстати
Число погибших в результате трагедии на итальянском круизном лайнере "Коста Конкордия" выросло до шести человек. 16 человек (10 пассажиров и 6 членов экипажа) пока считаются без вести пропавшими. В ходе спасательной операции были найдены сначала тела двух престарелых пассажиров (85-летнего итальянца и 68-летнего испанца), затем еще один пассажир с "Конкордии". Личность погибшего мужчины в настоящий момент устанавливается.