В России появился первый региональный министр, который отвечает не только за инвестиционную политику и внешние экономические связи Тульской области, но и за развитие государственно-частного партнерства. Андрей Спиридонов, ответил на вопросы "РБГ".
- Вы стали первым в России министром, в должности которого упоминается ГЧП. Какими будут ваши первые шаги по его развитию в регионе?
- В некотором смысле создание нашего министерства - вполне определенный сигнал потенциальным партнерам, говорящий о том, что в регионе действует специальная структура, которая занимается поддержкой инвесторов. При этом, несмотря на короткий срок ее существования, уже сделаны конкретные практические шаги. Принята долгосрочная целевая программа "Улучшение инвестиционного климата в Тульской области на период 2011-2016 годов", в рамках которой предусмотрен перечень мероприятий, направленных на привлечение новых инвесторов в Тульскую область. Прежде всего к ним относятся строительство транспортной и инженерной инфраструктуры путем реализации механизма Регионального инвестиционного фонда, создание Тульской региональной корпорации развития ГЧП, а также различного рода маркетинговые мероприятия. Кроме того, проведены анализ и актуализация базы инвестиционно-привлекательных земельных участков области с описанием существующего инфраструктурного обеспечения. Налажено взаимодействие с зарубежными торгово-промышленными палатами, торгпредствами и крупнейшими международными консалтинговыми компаниями по вопросу привлечения инвесторов в область. Самое же главное - что мы открыты к диалогу и убеждены в огромном инвестиционном потенциале Тульской области.
- Закона о государственно-частном партнерстве в Тульской области пока нет. Предполагается его принять?
- Действительно, такого закона пока нет. Но заверяю, что он обязательно появится, а его принятию будет предшествовать качественное детальное обсуждение с профессиональным сообществом всех закладываемых в него положений. Ведь что такое государственно-частное партнерство? Это не просто разовый госзаказ, не какая-то однократная благотворительная акция бизнеса, не полная и бесповоротная приватизация госимущества. ГЧП - это совершенно иной уровень развития экономических отношений, более развитая форма постоянного, не ограниченного во времени, взаимодействия. Бизнес получает новые варианты для инвестирования, а государство находит эффективный инструмент для решения важнейших социальных задач. Именно в этой форме могут объединиться бизнес и государство, используя максимум знаний и опыта, технических, технологических средств, финансовых ресурсов, обеспечивая при этом высокий уровень качества предоставляемых услуг. Бизнес в такой форме сотрудничества должен быть мотивирован на ответственность за качество своих услуг, и это - одна из главных задач государства в формировании правового механизма взаимодействия бизнеса и власти в ГЧП.
- В настоящее время в экспертной среде ведутся дебаты о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство о ГЧП. Одни полагают нужным принятие единого федерального закона о ГЧП, другие считают, что достаточно ограничиться поправками в уже существующие нормативно-правовые акты. К какой точке зрения склоняетесь вы?
- Мне кажется, что дискуссия о принятии федерального закона о ГЧП пока не завершена, требуется дальнейшее экспертное обсуждение. Существуют различные проекты федерального закона о ГЧП, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Вместе с тем на данный момент представляется необходимым и первоочередным вносить изменения в уже действующее федеральное законодательство, касающееся ГЧП в целом. Это прежде всего изменения в Закон о "О концессионных соглашениях", Земельный кодекс РФ и ряд других законодательных актов.
- Что, помимо отсутствия хорошо проработанной законодательной базы, препятствует расширению применения механизмов ГЧП в России?
- Думаю, главная причина все-таки в людях. Непривычно, незнакомо заниматься такими проектами, да еще "на паях" с государственным органом - редкий предприниматель отважится. В бизнесе люди привыкли отвечать за свои слова и дела, с другими никто не станет связываться. А вот среди чиновников найти активных и ответственных партнеров порой оказывается непросто. Тем не менее в половине субъектов России уже созданы и работают площадки для инвесторов, рассматриваются механизмы ГЧП и иного взаимодействия частного бизнеса с государством. Может быть, пока недостаточно информации, но это устранимо.
- В каких сферах, на ваш взгляд, механизмы государственно-частного партнерства могут быть наиболее востребованными? Относится ли ней к ней социальная инфраструктура, например, детские сады, больницы, бассейны?
- Безусловно, социальная инфраструктура: детские сады, больницы, бассейны - это важнейшие объекты, которые требуют больших капитальных вложений. И конечно, именно здесь, а также в сферах образования, культуры, ЖКХ, транспорта требуется партнерство государства и бизнеса. На мой взгляд, ГЧП в полной мере должно проявляться именно здесь.
Ведь сейчас как получается? Какое-то муниципальное помещение сдается в аренду под, скажем, детский сад. Цены на услуги коммерческих больниц, школ и спортивных организаций высоки, и рано или поздно такая коммерческая организация оказывается на грани банкротства. Необходимы ремонт, обновление оборудования, а поток клиентов не увеличивается. В итоге либо вместо садика открывается магазин или кафе, дающие более высокие доходы, либо помещение просто стоит закрытым.
А если уйти от аренды и заинтересовать бизнес-сообщество в том, чтобы заниматься обучающими программами с детьми, при этом вместо арендатора будет партнер-государство, с которым на равных взаимодействует предприниматель, детский садик не только останется, но и станет доступнее для населения.
- Какие перспективы, вы считаете, имеет применение механизмов ГЧП в России?
- Во всем мире основная область применения ГЧП - это строительство автомагистралей. О состоянии наших дорог вам известно не хуже, чем мне. Здесь потенциал огромен, и сегодня уже работают первые такие партнерства. Следующая, по мировой статистике, активная область приложения - это отрасль ЖКХ. И здесь у нас имеются перспективы развития.
Эффективное использование государственного и муниципального имущества также остается важной сферой применения ГЧП. Думаю, не сильно ошибусь, если предскажу ГЧП успешное развитие в тех сферах, где сегодня мы видим наиболее острые проблемы, связанные в первую очередь с постоянным недостатком финансирования и малоэффективным менеджментом.