Российские банки входят в полосу укрупнения и консолидации. Причем по собственной воле. К этому их подталкивает реальная трансграничная конкуренция, стремление минимизировать издержки при предоставлении более качественных услуг клиентам. Такую точку зрения высказал первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев во время Гайдаровского форума.
Главный вопрос при этом - смогут ли банки наращивать свой вклад в экономику, расширять кредитование торговли, сельского хозяйства, промышленности? К примеру, по данным ЦБ, темпы роста кредитования достигли в 2011 году 20-22 процента, что по сравнению со спадом во время кризиса свидетельствует об оживлении. Однако в 2012 году дальнейшей динамике по оживлению кредитования ЦБ не ожидает. Она, как спрогнозировал Улюкаев, составит 20 процентов. По мнению исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков Анатолия Милюкова, этого недостаточно: без мощного кредитования несерьезно говорить об экономическом росте.
Впрочем, сегодня российские банки, в свою очередь, тоже столкнулись с проблемой - где брать ресурсы. Особенно в кризисной ситуации с ликвидностью, когда европейские банки из-за глобальных проблем с оплатой суверенных долгов практически закрыли свои двери в качестве кредиторов. По информации первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, даже Сбербанк столкнулся с невозможностью большого заимствования. Милюков же в очередной раз предложил задействовать в качестве поставщиков "длинных денег" Пенсионный фонд, страховые компании, индивидуальных инвесторов.
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрий Панкин согласен, что и те, и другие могли бы действительно стать живительными источниками. Но только при кардинальном изменении правил игры. Для Пенсионного фонда и страховых компаний для начала должны быть установлены жесткие обязательства и ограничения по размещению своих средств, чтобы их невозможно было увести в "дутые" ценные бумаги. Индивидуальные инвесторы также должны получить налоговые льготы. Одновременно, пояснил Панкин, необходимо поменять и систему надзора: фактически приблизить ее к той, которая создана в банковском секторе, когда детально отслеживаются уровни рисков в сопоставлении с объемами капиталов. Кстати, уже 200 крупных российских банков теперь находятся под неусыпным контролем ЦБ: вместо проверок он командирует в них собственных представителей для постоянного присутствия. Если аналогичные новации будет внедрять ФСФР, это потребует действительно кардинальной перестройки надзора.
А вот по мнению главы Агентства по страхованию вкладов Александра Турбанова, развивать кредитную активность свыше 25 процентов по темпам роста в сегодняшних условиях банкам не стоит: при сокращении сильных заемщиков на российском рынке это чревато кредитными "пузырями". Турбанов также высказался за то, что России сегодня нужна новая модель развития банковского бизнеса, которая уточнит роль государства и проведет четкую грань: при каких условиях оно должно поддерживать банки, а при каких - категорически нет. Кроме того, он считает, что назрела дискуссия о механизмах финансового оздоровления банков-банкротов, о том, должны ли они удаляться с рынка или поддерживаться за счет налогоплательщиков. Последнее, по словам Турбанова, во многих странах законодательно запрещено.
Чтобы придать оптимизма полемике, Александр Турбанов заявил, что банковская система России находится на высоком уровне развития и большинству российских банков удается адаптироваться. По итогам 2011 года общий показатель прибыли может составить 850 миллиардов рублей. "Такого рекорда в российской банковской системе еще не было", - заключил Турбанов.