Выставка "Тарин Саймон: фотографии и тексты"
Мультимедиа Арт Музее на Остоженке, с 21 января - 19 ноября
Сегодня в Мультимедиа Арт Музее на Остоженке открывается выставка "Тарин Саймон: фотографии и тексты".
Тарин Саймон не назовешь восходящей звездой американской фотографии. Во-первых, ее звезда взошла, когда ей не было и тридцати. Именно тогда она показала проект "Невиновные", где снимала людей, отсидевших кто семь, кто пять, кто десять лет за преступления, которые они не совершали. Потом они были оправданны. Ее выставки теперь показывают крупнейшие музеи мира: от МоМА до галереи Тейт, от Метрополитен Музея до Новой национальной галереи в Берлине... В Москве ее ретроспектива впервые. Во-вторых, потому, что Саймон работает на стыке фотографии, архивации современности и современного искусства. В 2011-м ее фотографии участвовали в проекте Венецианского биеннале.
Впрочем, вышла она из шинели фотожурналистики и снимала в Ливане, Израиле, Сирии... Среди ее героев встречаются не только неизвестные солдаты и беженцы, но и герои вполне узнаваемые. Например, Барак Обама. Первые ее арт-проекты выросли из журналистики. "Невиновные" начинались в 2000 году как съемка для журнала "Таймс". Идея другого резонансного проекта "Американский список спрятанного и незнакомого" (2007) возникла во время фотосъемки зала для приемов зарубежных гостей Фиделя Кастро. Правда, продолжила она ее снимками штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли... А также - фотографиями медведицы с детенышами в берлоге и несчастного белого тигра, оказавшего жертвой генетиков, пытающихся наладить рождение этих зверей в неволе... Снимками контейнеров с радиоактивными отходами, сияющими синим светом, словно звезды смерти, и криокамеры, где хранятся в ожидании воскрешения тела замороженных жителей Земли... Короче, Тарин Саймон показывает нам то, что мы никогда не увидим. А именно - мир, в котором мы живем. Приходится признать, что наши представления о нем весьма ограничены. В этом смысле Саймон, конечно, выступает в роли первопроходца, настоящего американского пионера. Или пионерки.
При этом она любит подчеркивать, что ее работы "эстетическая антитеза фотожурнализму". Еще бы! Таких выверенных композиций, цветового решения и точно рассчитанных отсылок то к натюрмортам голландцев, то к леденящим кровь триллерам Дэвида Линча не найти у фотокоров, заточенных на то, чтобы поймать момент. Саймон решающий момент не ловит - она его создает. В сотрудничестве с персонажами и инстанциями, разрешающими съемку.