Ради нового двухтомника "АЯ. Избранное" писателю пришлось дописывать и добавлять главы в свой самый известный роман "Учебник Жизни для дураков" - сатиричную и порой гротескную книгу, восходящую литературными традициями к прозе Салтыкова-Щедрина.
При этом чтение романа, выстроенного и вправду в форме учебника, - занятие непростое. Истории, афоризмы, девизы, переплясы сюжета замешаны здесь наподобие задачника с ответами на последней странице. Сложность и в том, принять ли данное в книге решение. Ведь роман задуман автором как чтение для умных. Своего рода роман-антиутопия. Датированные уже 2012 годом "Тени Дома литераторов" иные. Здесь хватает известных фамилий, историй, событий. Есть и незримая связь с прозой Сергея Довлатова, в которой тоже вроде просто рассказываются байки о знаменитых и любопытных персонажах. Но именно на них и строится серьезное художественное действо. Где сюжет не столь прост, как может показаться вначале. Обозреватель "РГ" поинтересовался у писателя о том, как вышло, что писал он вроде смешные книги, а получилось, что оказались они умными, сложными и затейливыми по восприятию.
На писателя Довлатова реальные герои его книг нередко жаловались. А на вас?
Андрей Яхонтов: Тоже постоянно обижаются. Поэтому иных людей я не называю по фамилиям, шифрую их, но вполне узнаваемо. Ведь моя цель - не имена, а обобщения. А еще мне хотелось рассказать про удивительный период отечественной литературы, когда было столько замечательных писателей, они ходили в ЦДЛ, а те, кто просто заглядывал в тот зал, могли потом стать героями их новой книги. И писатели, и актеры жили так, что о них складывали мифы. Ведь жизнь талантливого человека, по-моему, складывается из двух ипостасей: творчества и яркого поступка (позитивного или негативного), который мог из их жизни запомниться. Например, Гоголь сжег второй том "Мертвых душ". Лев Толстой на пике славы ушел из Ясной Поляны, а Достоевский был яростным игроком, который просаживал все деньги, вырученные за романы.
Сочетание двух ипостасей - творческой и человеческой, как раз и дает объемный портрет личности. Есть у меня главка об одной известной певице и сатирике - яркие примеры того, как люди превращаются в шутов, которые готовы на все что угодно ради денег. Но я писал не книгу баек, а снова - притчу.
Может, просто центр мифотворчества сместился от реальных деятелей культуры к светским персонажам, шоуменам и ТВ?
Андрей Яхонтов: Но персонажи там мелки. У меня есть "Роман с мертвой девушкой" - о людях телевидения. Снова - с вывернутой наизнанку ситуацией. Героя приглашают вести программу. И, попав в окружение монстров и злодеев, тырящих чужие деньги, он - ужасаясь происходящему - постепенно становится почти красивым, человечным и очень добрым. Получается, это снова притча. Выходит, что теперь это мой самый любимый жанр.
Фото: РИА Новости