Сотовым операторам запретят брать неустойку с клиентов за задержку платы

Сотовые компании будут обязаны за десять дней до изменения тарифного плана сообщать об этом своим клиентам. И мы больше не попадем в ситуацию, когда рассчитываем на одну стоимость минуты разговора, а счет приходит совсем по другому тарифу - больше прежнего.

Компании всегда объясняют эту метаморфозу как раз изменением условий тарифного плана. Скоро они лишатся такой возможности.

Минкомсвязь подготовило новые Правила для сотовых компаний. Проект постановления правительства, который утверждает их, опубликован на сайте минэкономразвития для обсуждения.

По словам специалистов ведомства, новая редакция Правил оказания услуг мобильной связи вносит ряд поправок, направленных именно на защиту интересов пользователей". Важным, по их мнению, считаются изменения по отмене оплаты за изменение тарифного плана, неустойки с пользователя за задержание срока оплаты, обязательной тарификации с посекундным учетом. Сейчас каждый оператор ставит свои условия и подключения к услуге, и расторжения договора, и тарифной политики. Минкомсвязь хочет детально прописать все основные нюансы.

Например, расчет стоимости разговора будет начинаться, если соединение с другим абонентом было больше трех секунд. Исходная единица для тарификации может определяться самой сотовой компанией, правда, она не может превышать одной минуты. Если же вы задолжали за сотовую связь и вас отключили от услуг, то надо учесть, что возобновление связи после погашения задолженности может произойти только через три дня, а не мгновенно. Но это максимальный срок. Расторгнуть же договор с вами оператор сможет только через полгода, после того как вы прекратили использовать телефонный номер, чтобы на него перестали звонить.

Абоненты смогут отказаться от оплаты услуг связи, которые были предоставлены без их согласия. Надежнее будет и покупка сим-карт. Их распространение категорически запретят неуполномоченным на то компаниям или отдельным людям

Оператора также теперь обяжут строго соблюдать тайну телефонных переговоров и сообщений. А данные об абоненте, указанные в договоре, он сможет передавать третьим лицам только с письменного согласия клиента. А вот информацию о тарифах, платежах, задолженностях, а также уведомления о начале роуминга и тарифах оператор должен не только не утаивать, но и предоставлять бесплатно. Мало того, за смену тарифного плана, после принятия правил, оператор не сможет брать деньги. Компания также должна предупреждать о том, что отправка смс на ряд коротких номеров, которые арендованы у них третьими лицами, для абонента не бесплатны, и уточнять тариф.

Многим, наверное, на телефон приходили смс с предложениями поучаствовать в розыгрыше призов или викторине. И там не было речи, о том, что отправка смс, при участии в ней, значительно дороже стоимости сообщения вашего тарифного плана. Таким образом, компании, арендующие четырехзначный номер оператора, зарабатывали деньги на неведении пользователей. Правда, прямой причастности сотовиков к этим акциям обнаружить не удалось. Но эксперты говорили о том, что ряд акций проводили аффилированные с ними компании.

Еще один важный момент. Мы теперь сможем отказаться от оплаты услуг связи, которые были предоставлены без нашего согласия и "как селедка" идут в нагрузку к другим. Надежнее будет и покупка сим-карт. Их распространение категорически запретят неуполномоченным на то компаниям или лицам. После вступления правил в силу, большее число тех, кто распространяет сим-карты в торговых центрах и у метро, как рекламные листовки, вынуждены будут искать другой способ подзаработать.

Новые правила, кроме того, обязывают сотовые компании по заявке абонента отключать доступ в Интернет во время роуминга. При этом тарификация услуг в нем с задержкой не будет считаться нарушением до момента предоставления информации от зарубежной сотовой компании, в сети которой находится абонент. Однако эксперты все равно советуют абонентам: уезжая за границу, чтобы не получить счет в миллион рублей, лучше на телефоне или планшетнике отключить функцию доступа в Интернет. Ведь многие смартфоны живут своей жизнью: проверяют почту, качают обновления программ без дополнительной команды владельца. Но лучше, находясь в другой стране, купить сим-карту местного оператора, чтобы не рисковать миллионами.

Как отметили "РГ" в минкомсвязи, при нарушении новых правил оператором абонент сможет жаловаться в суд, как это предусматривает Закон "О связи". В документе даны определения, кого можно считать абонентом, что такое абонентский номер, зона обслуживания сети. Это понадобится в случае судебных разбирательств с операторами связи. Также вводится определение роуминга, которое отсутствовало в предыдущей версии документа, что позволит избежать путаницы и нестыковки в толковании и отражает уже существующие законодательные нормы.

Однако, по мнению экспертов рынка, изменения в правилах, в основном, закрепляют законодательно порядок действий операторов, уже сложившийся на рынке. Ряд компаний уже предоставляет бесплатную детализацию звонков для своих абонентов. И предлагает тарифы как с посекундной, так и с поминутной тарификацией, что позволяет клиентам выбирать удобный для себя тарифный план в зависимости от длительности звонков, интенсивности разговоров. По словам пресс-секретаря крупного российского оператора Валерии Кузьменко, практика показывает, что при существующем в России уровне цен ниже европейских тарифов распространенная на отечественном рынке поминутная тарификация более востребована. Важным является и закрепление ответственности за компаниями-посредниками, которые распространяют услуги мобильной связи. Сейчас их отношения с операторами связи и обязанности перед клиентами прописывались только в договорах.

Комментарий

Денис Кусков, гендиректор аналитического агентства "Неделя сотовых технологий":

- Новые правила нельзя назвать жесткими. По большей части они закрепляют те обязанности, которые они и раньше должны были выполнять, но по желанию. Прежде всего это касается тарифов. В условиях жесткой конкуренции, компании часто подключают новых абонентов к промо-тарифам, которые очень привлекательны, но действуют лишь в течение определенного количества времени. После окончания этого срока, тарификация существенно меняется. При этом оператор размещает информацию о прекращении действия промо-тарифа лишь на своем официальном сайте. Абонентов напрямую никто не информирует. Теперь оператор обязан будет это делать с помощью смс. Есть мнение, что корректировка правил, прежде всего в том, что касается ухода от посекундной тарификации, сделает услуги состовых операторов дороже. Думаю, с учетом пристального внимания ФАС к этому рынку, такое развитие событий маловероятно.

Подготовила Юлия Кривошапко